Главная » 2022 » Декабрь » 4 » "Использование изографов на занятиях по коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста"
20:50
"Использование изографов на занятиях по коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста"

  Старший дошкольный возраст - это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми овладевает ребёнок в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы, знаки, наглядные модели. Поэтому, перспективным направлением совершенствования процесса коррекционно-развивающего обучения в группе детей с ТНР является использование наглядного моделирования. 

Недостаточная выраженность познавательных интересов в сочетании с нарушениями внимания, памяти, слабостью зрительного и слухового восприятия, плохой координацией движений и пространственных представлений, наиболее характерны для детей с ОВЗ.

   Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста. У ребёнка-дошкольника, владеющего внешними формами замещения и наглядного моделирования (использование условных обозначений, символов, схематических рисунков, предметно-графических схем, мнемотаблиц, опорных таблиц и т.д.), появляется возможность применить заместители и наглядные модели в уме, представлять себе при их помощи то, о чём рассказывают взрослые, предвидеть возможные результаты собственных действий. Использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников.

Следовательно, актуальность использования наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоит в том, что:

  1.  ребёнок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с ТНР характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;
  2. использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приёмы работы с памятью;
  3. применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Коррекционная работа по преодолению тяжёлых нарушений речи у дошкольников проводится учителем-логопедом комплексно, по следующим направлениям:

- коррекция звукопроизношения;

- формирование навыков звукового анализа и синтеза слов и представлений о структурных единицах языковой системы (звук-слог-слово-предложение-текст);

- формирование лексико-грамматических категорий;

- формирование связной речи;

- профилактика дисграфии и дислексии.

У детей с ТНР, помимо выше сказанного, наблюдаются трудности усвоения и воспроизведения зрительного образа букв, их замены, зеркальное чтение и письмо, недифференцированность представлений о графически сходных формах букв. Мы наблюдаем нарушения восприятия графического образа букв, значение которого состоит в узнавании букв, определении составляющих их элементов. Успешность формирования зрительного образа букв в первую очередь зависит от состояния зрительно-пространственного восприятия и представлений.

Для коррекции данных нарушений и укрепления памяти используются разнообразные обучающие приемы, одним из которых является использование изографов.

Изографы (от др.-греч. ἴσος «равный, одинаковый, подобный» + γράφω «записывать, писать») - это картинки, на которых слова нарисованы буквами, различным образом расположенные в пространстве и оптически похожие на предмет, в названии которого используются эти буквы. Буквы в изографе имеют разную конфигурацию и размер, расположены в разных направлениях.

Суть данного приема – соотнесение схематического изображения с предметом, нахождение ребенком всех нарисованных букв изографа и составление из них слова.

Цель: развитие познавательной и речевой сфер детей, особенно детей с ОВЗ.

Задачи:

  1. Стимулировать когнитивную сторону психической деятельности – внимание, мышление, память.
  2. Расширять и обогащать активный словарь, импрессивную (внутреннюю,  характеризующуюся как процесс понимания речевых высказываний) речь детей, закреплять навыки словообразования.
  3. Развивать наблюдательность, произвольность, воображение, творческие навыки.
  4. Усиливать зрительное и слуховое восприятие, память, зрительный анализ и синтез, слухоречевую память, фонематический слух.
  5. Тренировать пространственную ориентацию, оптико-пространственный анализ и синтез, сенсомоторную координация.

Методика работы с изографами.

1. В изографы для дошкольников следует включать только те слова, написание которых не расходится с произношением.

2. Рассматривание изографа и нахождение всех букв, «спрятанных» в нём.

3. Визуальное определение предмета, зашифрованного в изографе.

4. Составление слова.

5. Выкладывание слова из букв разрезной азбуки.

6. Записывание слова-изографа в тетради печатными буквами.

7. Называние букв и звуков слова-изографа.

8. Определение гласных и согласных звуков в слове-изографе.

9. Разделение слова-изографа на слоги.

10. Придумывание предложения со словом-изографом.

11. Нахождение других слов в слове-изографе

Этапы работа с изографом

- Рассмотрите изограф.

- Определите предмет по внешнему виду.

- Составьте слово.

- Запишите это слово печатными буквами.

- Сколько букв в этом слове? Сколько звуков?

- Назовите их по порядку.

- Назовите гласные (согласные) звуки.

- Разделите слово-изограф на слоги.

- Сколько в нем слогов?

- Найдите в слове другие слова, используя только эти буквы.

Данный прием может использовать не только учитель-логопед или педагог-психолог в коррекционно-развивающей работе, но и воспитатель. В этом направлении заложен огромный творческий потенциал – создание авторских изографов.

Список литературы.

1.Комарова Л.Д. Тренажёр: Словарные слова в изографах, СПб, лицей №265, 2012.

2.Братченко А.Ф., Сербина Л.Ф. Изографы, Ставрополь, 1999.

3.Киселёв П.А. Как развить память ребёнка, Спб., 1996.

4.Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей, Ярославль, 1996.

Просмотров: 141 | Добавил: dundukova88 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar