20:50 "Использование изографов на занятиях по коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста" |
Старший дошкольный возраст - это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми овладевает ребёнок в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы, знаки, наглядные модели. Поэтому, перспективным направлением совершенствования процесса коррекционно-развивающего обучения в группе детей с ТНР является использование наглядного моделирования. Недостаточная выраженность познавательных интересов в сочетании с нарушениями внимания, памяти, слабостью зрительного и слухового восприятия, плохой координацией движений и пространственных представлений, наиболее характерны для детей с ОВЗ. Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста. У ребёнка-дошкольника, владеющего внешними формами замещения и наглядного моделирования (использование условных обозначений, символов, схематических рисунков, предметно-графических схем, мнемотаблиц, опорных таблиц и т.д.), появляется возможность применить заместители и наглядные модели в уме, представлять себе при их помощи то, о чём рассказывают взрослые, предвидеть возможные результаты собственных действий. Использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников. Следовательно, актуальность использования наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоит в том, что:
Коррекционная работа по преодолению тяжёлых нарушений речи у дошкольников проводится учителем-логопедом комплексно, по следующим направлениям: - коррекция звукопроизношения; - формирование навыков звукового анализа и синтеза слов и представлений о структурных единицах языковой системы (звук-слог-слово-предложение-текст); - формирование лексико-грамматических категорий; - формирование связной речи; - профилактика дисграфии и дислексии. У детей с ТНР, помимо выше сказанного, наблюдаются трудности усвоения и воспроизведения зрительного образа букв, их замены, зеркальное чтение и письмо, недифференцированность представлений о графически сходных формах букв. Мы наблюдаем нарушения восприятия графического образа букв, значение которого состоит в узнавании букв, определении составляющих их элементов. Успешность формирования зрительного образа букв в первую очередь зависит от состояния зрительно-пространственного восприятия и представлений. Для коррекции данных нарушений и укрепления памяти используются разнообразные обучающие приемы, одним из которых является использование изографов. Изографы (от др.-греч. ἴσος «равный, одинаковый, подобный» + γράφω «записывать, писать») - это картинки, на которых слова нарисованы буквами, различным образом расположенные в пространстве и оптически похожие на предмет, в названии которого используются эти буквы. Буквы в изографе имеют разную конфигурацию и размер, расположены в разных направлениях. Суть данного приема – соотнесение схематического изображения с предметом, нахождение ребенком всех нарисованных букв изографа и составление из них слова. Цель: развитие познавательной и речевой сфер детей, особенно детей с ОВЗ. Задачи:
Методика работы с изографами. 1. В изографы для дошкольников следует включать только те слова, написание которых не расходится с произношением. 2. Рассматривание изографа и нахождение всех букв, «спрятанных» в нём. 3. Визуальное определение предмета, зашифрованного в изографе. 4. Составление слова. 5. Выкладывание слова из букв разрезной азбуки. 6. Записывание слова-изографа в тетради печатными буквами. 7. Называние букв и звуков слова-изографа. 8. Определение гласных и согласных звуков в слове-изографе. 9. Разделение слова-изографа на слоги. 10. Придумывание предложения со словом-изографом. 11. Нахождение других слов в слове-изографе Этапы работа с изографом - Рассмотрите изограф. - Определите предмет по внешнему виду. - Составьте слово. - Запишите это слово печатными буквами. - Сколько букв в этом слове? Сколько звуков? - Назовите их по порядку. - Назовите гласные (согласные) звуки. - Разделите слово-изограф на слоги. - Сколько в нем слогов? - Найдите в слове другие слова, используя только эти буквы. Данный прием может использовать не только учитель-логопед или педагог-психолог в коррекционно-развивающей работе, но и воспитатель. В этом направлении заложен огромный творческий потенциал – создание авторских изографов. Список литературы. 1.Комарова Л.Д. Тренажёр: Словарные слова в изографах, СПб, лицей №265, 2012. 2.Братченко А.Ф., Сербина Л.Ф. Изографы, Ставрополь, 1999. 3.Киселёв П.А. Как развить память ребёнка, Спб., 1996. 4.Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей, Ярославль, 1996. |
|
Всего комментариев: 0 | |