Недоразвитие речи  у детей может проявляться в нарушениях звукопроизношения, бедности словаря, трудности усвоения логико-грамматических конструкций, понятий. В этом случае наблюдаются трудности усвоения и воспроизведения зрительного образа букв, их замены, зеркальное чтение и письмо, недифференцированность представлений о графически сходных формах букв. Таким образом, мы видим проявление нарушения восприятия графического образа букв, значение которого состоит в узнавании букв, определении составляющих их элементов, их количества и расположения относительно друг друга, и успешность формирования которого в первую очередь зависит от состояния зрительно-пространственных восприятия и представлений.Для коррекции данных нарушений используются разнообразные методы и приемы. Одним из таких методов является использование изографов.

  Изографы – это картинки, на которых слова нарисованы буквами, различным образом расположенные в пространстве и оптически похожие на предмет, в названии которого используются эти буквы. Ребенок должен найти все нарисованные буквы изографа, составить из них слово. Буквы в изографе имеют разную конфигурацию и размер, расположены в разных направлениях. (Приложение)

Упражнение направлено на развитие зрительного восприятия и памяти, зрительного анализа и синтеза, пространственной ориентации, оптико-пространственного анализа и синтеза, слухового восприятия и внимания, слухоречевой памяти, фонематического слуха, сенсомоторных координаций, познавательных способностей.

Методика работы с изографами.

1. Рассматривание изографа и нахождение всех букв, "спрятанных" в нём.

2. Визуальное определение предмета, зашифрованного в изографе.

3. Составление слова.

5. Выкладывание слова из букв разрезной азбуки.

6. Записывание слова - изографа в тетради печатными буквами.

7. Называние букв и звуков слова - изографа.

8. Определение гласных и согласных букв в слове - изографе.

9. Разделение слова - изографа на слоги.

12.Придумывание предложения со словом изографом.

13. Нахождение других слов в слове – изографе.

Работа с изографом (примерные вопросы)

- Рассмотрите изограф.

- Какой предмет он напоминает?

- Составьте слово.

- Запишите в тетради это слово печатными буквами.

- Сколько звуков (букв) в этом слове?

- Назовите их по порядку.

- Назовите гласные (согласные) звуки.

- Назовите гласные (согласные) буквы.

- Разделите слово-изограф на слоги.

- Найдите в слове другие слова, используя только эти буквы.

- Попробуйте сами составить изограф.

Упражнения имеют большое значение для развития познавательной сферы детей :

  1. Развиваются различные стороны психической деятельности – внимание, мышление, память, речь.

  2. Происходит обогащение словарного запаса, стимуляция познавательной активности.

  3. Развиваются произвольность, наблюдательность и основные свойства внимания и восприятия.

  4. Помимо развития всех видов памяти, происходит развитие воображения, а так же творческих навыков.

  5. Примеры изографов:

  6.