Эссе
«Сложно любить особенных детей?!»
Что значит быть особенным?
Не таким как все?
Неправильно говорить?
Ходить?
Или вообще думать не так как окружающие?
Какие чувства и эмоции испытывают особенные люди?
Я не о себе. Я вполне обычный человек, и моя жизнь не особо отличается от большинства других. Но с самого детства меня окружали эти, другие, особенные. Впрочем, это сейчас их так называют, стараются им помочь. Но в моем детстве, хоть и не таком далёком, всё было иначе. Моя родная бабушка, Цетнар Татьяна Ивановна, кстати, тоже учитель, была[1] инвалидом с детства. Её особенности замечали другие, даже я часто слышала невежливые отзывы вслед. Некоторые показывали пальцами. И мне было до слёз обидно, но бабушка сохраняла самообладание, чем меня очень восхищала.
Не жалей о судьбе, не надо,
Закаляется дух в борьбе,
И хоть часто придется падать,
Каждый раз говори себе.
"Твердой будь, потерпи немного,
Не сдавайся, иди и верь,
Кто идет - тем короче дорога,
Кто стучит - открывается дверь".
Позже, уже благодаря дяде (он ослеп в возрасте 5 лет), я открыла для себя другой Мир. Мир, в котором помогают особенным детям, не смеются над ними, учат их быть такими, как все[2], чтобы их приняли в детском коллективе, а в дальнейшем и в обществе.
Меня часто посещает мысль: кто и зачем сделал некоторых детей особенными? Ведь порою на их долю приходится много страданий, как физических, так и эмоциональных. Их не понимают близкие, игнорируют их проблемы, закрывают глаза на речевые и иные дефекты. Их не принимает общество. Зачем они такие? Не для того ли, чтобы дать нам возможность проявить свою человечность?! Нам жалко раненую собаку, брошенного котёнка, даже если и не приютим их у себя, то покормим. А особенные дети? Что мы им даём?
И вот, спустя годы, я открыла для себя еще один Мир. Мир глазами ребенка. У Достоевского есть такая мысль: «Полюбите нас чёрненькими, а беленькими нас каждый полюбит!».
Сложно любить особенных детей.
Его звали Женя. Мальчика в очках с большими линзами. У него текла слюна. Он казался неряшливым. Плохо говорил. Волосы постоянно падали на лоб. Мальчик, особенный, с диагнозом – детский церебральный паралич.
В тот момент моей жизни я ещё близко не сталкивалась с настолько особенными детьми. Я была в полном замешательстве: стыд и жалость перемешались. А что вы испытываете при виде таких людей? И я не жду ответа. Просто будьте честны перед собою. Брезгливость? Жалость? Стыд? А может желание помочь?
В ту мою первую встречу с особенным ребёнком я услышала от преподавателя очень важный совет: «Тебе жалко?! Чего жалеть?! Помогать надо».
Дети бывают разные. Казалось, вроде шаблонная фраза, но именно учитель-логопед понимает всю её суть. Дислалия, дизартрия, алалия, ринолалия, аглоссия – для несведущего человека просто красивые слова, но для учителя-логопеда это диагнозы. И, к сожалению, часто встречающиеся в нашей жизни.
Полюбить обычного ребенка значительно проще, чем особенного.
И всё - таки …
****************
Занятие. Одно. Другое. Неудача. Пальчики не слушаются. Ребенок нервничает. Родители не видят результата. Руки опускаются.
«ПОМОГАТЬ НАДО!!!».
И снова. Занятие. Другое. Искра доверия. Победа. Бусинки нанизаны. Звуки получились. «Здррррравствуйте!». Язычок слушается. Огонёк в глазах ребенка. И в моих. Вот так вот начинается дружба.
**********************************
P.S.: А знаете о чём я мечтаю? Чтобы я была не нужна. Как логопед-дефектолог. Пусть все эти «красивые» слова пропадут из нашей жизни. Пусть будет «Ррррыба!», «Шшшшишка!» и «Ллллодка!». Поверьте, они значительно красивее, особенно когда их выговаривает малыш, затративший много усилий на их произношение.
«Полюбите нас чёрненькими, а беленькими нас каждый полюбит!»