Главная » Статьи » Конспекты занятий учителя-логопеда, сценарии праздников, семинаров, мастер-классов.. |
Сегодня разговор об экологических проблемах надо вести в наступательном и практическом ключе и выводить природоохранную работу на уровень системной, ежедневной обязанности государственной власти всех уровней. В.В. Путин, Президент Российской Федерации 5 января 2016 года Президент России Владимир Путин подписал указ, в соответствии с которым 2017 год в России объявлен годом экологии. Цель этого решения — привлечь внимание к проблемным вопросам, существующим в экологической сфере, и улучшить состояние экологической безопасности страны. В дошкольных учреждениях экологическое образование не следует ограничивать только теоретическими знаниями, оно также должно подкрепляться практическим опытом. Наступает весна, и скоро прилетят в наши края скворцы. Воспитанники подготовительной группы нашего детского сада проявили интерес к заботе о пернатых друзьях и стали активно готовиться к встрече с ними. Взаимоотношение человека с природой и её обитателями – актуальный вопрос современности. Я считаю, что помощь в решении проблемы сохранения природы – это забота не только взрослых, но и детей. В настоящее время дети имеют весьма ограниченные возможности общения с природой, поэтому одной из приоритетных задач работы по формированию экологической культуры считаю знакомство детей с окружающей средой. Этим мастер-классом я хочу возродить традицию мастерить скворечники, развешивать их всем вместе на территории сада. Самостоятельное изготовление скворечников – это одно из самых доступных мероприятий, которое может быть реализовано детьми. Вместе с детьми была определена цель мастер-класса: изготовление скворечников и обеспечение наличия корма в них. А также создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам флоры и фауны. Для достижения поставленных целей были определены следующие задачи: необходимо обратить внимание на экологические проблемы, связанные с птицами, воспитать бережное отношение к природе, к пернатым друзьям. Другой задачей было привлечение внимания воспитанников к практической деятельности по охране окружающей среды, изучение истории появления скворечников, знакомство с различными видами скворечников, расширение знаний о скворцах, изготовление скворечника своими руками. Ожидаемый результат мастер-класса: внимание воспитанников подготовительной группы к природоохранительной работе на примере реализации мастер-класса «Домик для любимых птиц».
Введение
На сегодняшний день проблема экологического воспитания детей не только не потеряла своей актуальности, а наоборот, становится на приоритетное место в образовании и воспитании детей. Дошкольный возраст является одним из самых ценный этапов в развитии экологической культуры личности человека. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, формируются основы нравственно-экологических позиций личности. Весна же — это пора, когда оживает природа, расцветают деревья, животные просыпаются после зимней спячки, а птицы прилетают из теплых стран и радуют нас своим пением. Помня о том, что в это время года нашим пернатым друзьям не хватает корма и места для укрытия, многие вывешивают на деревьях домики для птиц — скворечники, как один из способов приблизиться к природе, помочь ее обитателям справится с весенней адаптацией. Эти домики для птиц совмещают в себе и красоту, и пользу для окружающей нас природы. Ведь скворечник — это дом для птиц, созданный руками человека, то есть это проявление нашей заботы о братьях наших меньших. Птицы в скворечнике устраивают гнезда и выводят птенцов. Помощь пернатым — весьма доступное и благородное занятие для юных любителей природы, ведь территория двора нашей детского сада довольно большая, и сама природа находится у нас за окном. Вы спросите, зачем это надо? Скворечник - это гнездовье, которое могут заселить скворцы, воробьи, мухоловки, иногда дятлы, белки. А значит, рядом с вашим домом будет находиться маленькое жилище для животных из Красной книги. Таким образом, вы поможете спасти животных, которым грозит исчезновение. Вешать у своего жилья домики-скворечники - старая народная традиция. Птицы, живущие рядом, оказывают неоценимую помощь садоводам в борьбе с насекомыми-вредителями. А еще птицы радуют нас, жителей сел и крупных городов, своим внешним видом и пением. Создать благоприятные условия для жизни пернатых может каждый, независимо от возраста и материального благополучия. Наш мастер-класс является ярким примером данного утверждения: изготовить скворечник своими руками под силу даже детям. 1. Теоретическая работа
Участники мастер-класса: дети подготовительной к школе группе Цель: создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам флоры и фауны, а также возрождение традиций изготовления скворечников в детском саду и дома как один из способов сохранения численности скворцов в садах и парке нашей станицы. Задачи: обратить внимание на экологические проблемы, связанные с птицами. Воспитание бережного отношения к природе, к птицам. Развитие творческих способностей детей. Привлечение внимания воспитанников к практической деятельности по охране родной природы, изучение истории появления скворечников, знакомство с различными видами скворечников, расширение знаний о скворцах, изготовление скворечника своими руками. Для реализации целей и задач мастер-класса я использовала справочную литературу (энциклопедии, словари), интернет - ресурсы, также проводила беседы с детьми, в ходе которых были использованы такие методы обучения как наблюдение, анализ. Назначение: изделие предназначено для жилья птиц, а также может стать приятным дополнением к оформлению, как экологического уголка, так и садового участка.
Девиз, под руководством которого мы работали: «Каждой птице нужен дом!»
Конечный результат нашего мастер-класса - скворечник был преподнесён в подарок детскому саду. Для того чтобы больше узнать о будущих жильцах нашего маленького «домика», детям была показана небольшая познавательная медиа - презентация «Скворец - чудесная птица России», которая рассказала о видах скворцов, о нюансах их питания и проживания.
См. приложение 1.
2. «Секреты скворечника».
На первом этапе нашего мастер-класса мы решили узнать историю появления скворечников. И как оказалось, что наши предки всегда любили певчих птиц, вивших гнезда вблизи их поселений, этих божьих созданий они считали добрыми вестниками. Однако обычай строить для птиц жилища утвердился у нас всего около трехсот лет назад, в начале XVII столетия. Именно тогда появился в России всем нам известный «птичий домик» — скворечник. Своим происхождением скворечник обязан европейцам, именно в Западной Европе появились первые скворечники. В Российском государстве, как и многие другие нововведения, скворечники появились в эпоху правления Петра I Великого. Любовь императора к удивительным, незнакомым и необычным вещам хорошо известна. Увидев во время своего путешествия по Европе скворечники, он ввел эту традицию и у себя на родине.
2.2. Виды скворечников.
На следующем этапе нашего мастер-класса была работа со справочной литературой. Благодаря указанному источнику наших знаний, мы нашли удивительную информацию о том, что существует более 50 (!) видов скворечников. Они различаются по форме, внешнему виду, но все состоят из домика с крышей, входа (леток) и насеста. Виды скворечников различаются в зависимости от устройства и размещения. Так, бывают открытые и наземные гнездовья, обычные и комбинированные скворечники, дуплянки (выдолбленные изнутри бревнышки), бочки (домики с выпуклыми стенками), сарайчики (домики с наборными стенками и шатровыми крышами). Кроме того, часто их разделяют на группы по наименованию жильцов: скворечники, синичники, мухоловочники, трясогузочники и другие. Все эти птичьи жилища различаются по размерам, площади, глубине и некоторым особенностям, свойственным определенной породе птиц. Но все они представляют собой искусственное гнездовье для мелких птиц, преимущественно гнездящихся в дуплах. Таким образом можно сделать вывод, что скворечники бывают комбинированные, плетёные, дуплянки, бочки, сарайчики.
2.3.Конструкция и размещение скворечников.
Скворечник традиционно делается в виде деревянного домика с круглым или прямоугольным летком. Высота обычно составляет 30-40 см, размер дна — около 14 см, диаметр летка — около 5 см. Крышку следует делать съемной для того, чтобы можно было проверять гнездовье, а также чистить его — из гнездовья следует удалять гнездовой материал (скворцы, синицы и поползни могут сделать это сами, но некоторые другие птицы — нет). Делать это лучше всего два раза в году: осенью, после отлета, и весной, перед прилетом. Съемную крышку надо делать ещё и по тому, что, как у любых других животных, у птиц есть паразиты: блохи, вши, пухоеды, клещи. Многие из них живут в гнезде. Поэтому каждый год желательно старое гнездо выбрасывать. Крышка должна быть укреплена так, чтобы ворона не смогла поддеть её клювом, открыть и разорить чужое гнездо. Из-за указанных выше причин, крышка у нашего скворечника съемная, для того чтобы можно было правильно за ним ухаживать, к тому же детям очень понравилась идея постоянной уборки изготовленного ими скворечника. Размещается скворечник на дереве в лесу, парке, на балконе, стене или под крышей дома. Следует заметить, что при размещении на дереве ни в коем случае нельзя использовать гвозди. 2.4.Назначение скворечников.
А для чего нужны скворечники? Ответ на этот вопрос мы нашли благодаря Интернет-ресурсам, который пестрит не только различными фотографиями скворечников, но и содержит много информации о пользе этих «птичьих домиков». Скворечники могут устанавливаться для решения различных задач: - привлечение птиц для наблюдения за их гнездованием с исследовательскими целями или просто для удовольствия; - привлечение птиц с целью уничтожения сельскохозяйственных вредителей; - воспитание любви к природе и труду у детей; - в качестве элемента декора.
2.5. Сведения о будущем жителе скворечника
Из энциклопедии, мы тоже узнали много интересных фактов о жизни скворцов. Скворец - это небольшая птица. Его вес составляет не более 75 г. Скворец чёрного с металлическим отливом цвета, его крылья и хвост бурые. Осенью птица вся покрыта белыми пятнышками. Его крик представляет собой резкий, скрипящий звук. Поет скворец, подражая песням других птиц и разным другим звукам - скрипу двери, мяуканью кошек, кваканью лягушек. Следует заметить, что в неволе скворцы легко обучаются произносить слова, и даже целые предложения. Скворец предпочитает селиться рядом с человеком в скворечниках и дуплах. Гнездо строят птицы из мягкой травы и перьев. Самка откладывает 5-8 голубых яиц. Насиживают родители по очереди примерно две недели. Еще две с половиной недели птенцы остаются в гнезде до вылета. Конечно, справедливости ради нужно сказать, что птицы очень благодарные существа. Живущие рядом, они оказывают неоценимую помощь садоводам, скворцы – защитники садов и огородов. Скворчиный выводок за 5 дней может съесть около 1000 майских жуков и их личинок, не считая огромного множества гусениц и слизней. . 2.6. Скворцы – защитники садов и огородов.
Несмотря на некоторую вредную деятельность осенью (в виноградниках и фруктовых садах), скворец, несомненно, очень полезная птица, которую следует всячески охранять и привлекать. Он заслуживает этого как истребитель различных огородных гусениц и слизней, двукрылых насекомых и их личинок (мух, оводов, слепней), вредящих домашним животным, майских жуков, а в степных местностях — различных саранчовых. За это ему можно простить нападения на вишни, виноград и другие ягоды осенью. Учитывая пользу скворца в сельском хозяйстве, его поселили в Северной Америке, где он сильно размножился и распространился. 3. Изготовление скворечника
Скворечники - это самые популярные закрытые гнездовья для птиц. Они нужны птицам не для проживания, а для того, чтобы выводить потомство. Домик для птиц, изготавливаемый самостоятельно, должен быть удобным и безопасным для откладывания яиц. Построить домик для птиц, очень благородных поступок со стороны человека, а ещё лучше, если изготовить скворечник из бросового материала. Различные виды ненужных подручных материалов позволяют изготовить более экономичные виды скворечников по сравнению с деревянными домиками для птиц. Так как в процессе работы на логопедическом пункте нашего ДОУ, после коррекционных занятий остаётся большое количество одноразовых деревянных шпателей (около 30-40 шт. в неделю), то я решила их не выбрасывать, а активно использовать при изготовлении скворечника. Можно самостоятельно начертить чертежи и по ним вырезать из досок и изготовить скворечник, но это, пожалуй, не каждый сможет сделать, по крайней мере, с первого раза. Так как я и дети впервые мастерим скворечник своими руками, то наш выбор пал на наиболее простую конструкцию, которую легко собрать, следуя пошаговой инструкции. Перед выполнением работы мы с ребятами вспомнили правила техники безопасности: при соединении деталей клеем, а также при работе с ножницами.
См. приложение 2. Сначала приготовили все части скворечника, затем ребята с моей помощью склеили эти части. Далее дети сами выбирали дизайн скворечника: учитывая то, что мастер-класс проходил накануне 8 марта, мальчики полностью положились на мнение девочек. В итоге, скворечник покрасили в бело-розовый цвет и с помощью трафарета нанесли рисунок. После того как «птичий дом» был готов, дети пришли к выводу, что обычных скворечников в детском саду очень много, а такого так получился у нас ещё ни у кого нет. Юные мастера ушли с проведенного мастер-класса воодушевленные, полные энтузиазма, ведь теперь они тоже стали участниками такого благого дела как спасение птиц Заключение
Я считаю, что мы с детьми выполнили поставленную перед нами цель, и мастер-класс получился хорошим, познавательным и интересным! Теперь у прилетевших весенних гостей будет свой дом. Надеемся, мы помогли первым вестникам весны устроиться на новом месте. Год за годом число таких жилищ должно увеличиться. Ведь скворцы - это маленькие пернатые санитары, они оказывают неоценимую помощь садоводам. Посоветовавшись с детьми, мы решили прикрепить скворечник на березе, которая растет рядом с окнами нашей группы. И каждый день, взглянув в окно, дети будут наблюдать за веселыми жителями д
Список источников:
Литература:
Интернет-ссылки:
| |
Просмотров: 643 | |
Всего комментариев: 0 | |