Главная » Статьи » Конспекты занятий учителя-логопеда, сценарии праздников, семинаров, мастер-классов.. |
Цель: Формирование представлений о растительном и животном мире музея - заповедника имени М.А.Шолохова. Программное содержание Образовательные задачи: познакомить детей с разнообразием растительного и животного мира Донского края (на примере заповедника), показать его пользу для людей и животных, необходимость его охраны. Коррекционно-развивающие: развитие длительного плавного выдоха, связной речи, зрительного внимания, логического мышления, обшей моторики, координации речи с движением; установление причинно-следственных связей. Коррекционно-воспитательные: воспитание контроля за собственной речью, формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, сопереживания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношение к природе родного края, формирование основ экологического сознания. Воспитание чувства гордости за нашу Донскую землю. Интеграция образовательных областей: «социально-коммуникативное развитие», «познавательное развитие (экология)», «речевое развитие», «физическое развитие». Л.: Придумано кем-то просто и мудро При встрече здороваться: «Доброе утро!» Доброе утро солнцу и птицам. Доброе утро улыбчивым лицам. И каждый становится добрым, доверчивым. Пусть доброе утро длится до вечера!
Ребята давайте поздороваемся с нашими гостями и подарим им солнечные улыбки. Любите родную природу: Навеки родная земля. Про что, ребята, говорится в этом стихотворении? (о родной природе, Донской земле, Ростовской области) Наша Ростовская область богата лесами, полями, лугами и цветами. В наших лесах много различных животных, удивительных растений. В реках и озерах много рыб редких пород. Природа имеет важное значение в жизни каждого человека. Давайте вспомним, что дает природа человеку для жизни? (пищю, воздух, одежду, жилище и т.д.) Л: А как вы думаете может ли человек своими поступками губить природу? (загрязняет реки, воздух, вырубает лес, охотиться на животных) Человек не учитывает законы развития природы, наносит огромный вред растительному и животному миру. И вот с лица земли стали исчезать многие виды живых существ и растений. Тогда люди стали задумываться, как же сделать так, чтоб сохранить нашу природу, как исправить свои ошибки? Л.: Для того, что бы нам понять, что же придумали люди, разгадаем кроссворд и прочитаем ключевое слово.
Л.: Ребята, заповедники – это островки спасения природы от человека. Это наше богатство, золотой фонд нашей страны, которым каждый из нас может гордиться. Статус заповедника в нашей стране – самая строжайшая форма охраны природы. На территории нашей Ростовской области есть два больших заповедника: СЛАЙД 2. Государственный природный заповедник «Ростовский» (Орловский р-он), СЛАЙД 3. а также Государственный музей - заповедник М.А.Шолохова на территории Вёшенского района, именно с ним я хочу вас сегодня познакомить. Готовы отправиться со мной в познавательную экскурсию? Физкультминутка «Лес» (ходьба по массажным коврикам)
Только в лес мы вошли, (ходьба) Появились комары. (хлопают в ладошками по телу) Дальше по лесу шагаем, И лисицу мы встречаем Мы шагаем, мы шагаем, Руки к верху поднимаем, Дыши ровно, глубоко (вдох, выдох, вдох, выдох) Да, идти нам нелегко. Дальше по лесу идем – Вдалеке там водоем (смотрят вдаль) К нему мы подойдем И беседу заведем. Л: СЛАЙД 4. Вот мы попали Музей-заповедник (звуки леса), но прежде чем пойти дальше, давайте для начала вспомним правила поведения в лесу. Я скажу фразу, а вы её закончите и продемонстрируете: – Муравейник…… Дети: (Не топчи!)
Л: В заповеднике людям запрещается рвать цветы, ягоды, грибы, ловить рыбу, охотиться на птиц и животных. Растительный и животный мир музея-заповедника М.А.Шолохова насыщен редкими видами, многие из которых нуждаются в охране и внесены в Красную книгу. Шолоховские озера представляют собой уникальные по красоте ландшафты. Флора и фауна представлены большим видовым разнообразием животного и растительного мира, многие из которых нуждаются в охране: СЛАЙД 5. водяной орех, кубышка желтая, болотноцветник щитолистный, кувшинка белая, СЛАЙД 6. выхухоль, бобр, белый лебедь, кулик-сорока, выпь малая, белая цапля и другие. В многочисленных водоемах СЛАЙД 7. (река Дон, озеро Старое, урочище Островное, Еланские озёра) и на Дону водятся многие виды ценных рыб: стерлядь, сом, налим, судак, лещ, карась и другие. Особое место на территории заповедника занимают леса: СЛАЙД 8. Антиповский бор (сосны), урочище Ольшанники (черная ольха) и Паники с берёзами и осинами. Также произрастают - верба, дуб. На территории заповедника есть Дуб-великан. Дерево-долгожитель, которому около 400 лет. СЛАЙД 9. В зелёных лесах нашли себе дом дикие кабаны, косули, олени, лоси. СЛАЙД 10 А на пологих склонах можно встретить очень редкие виды растений: норичник меловой, иссоп меловой, копеечник крупноцветный, тимьян меловой, дикий тюльпан Шренка, который казаки еще ласково называют лазоревым цветком . СЛАЙД 11. Л.: Вот мы и познакомились с красотой заповедного леса, пора бы и в сад нам возвращаться. Ой, не заблудились ли мы, ребята. Давайте позовём на помощь, вдруг кто-нибудь услышит. («Ау-ау») Из-за кустов выходит дед Щукарь. Д.Щ.: А кто это здесь кричит, зверей да птиц пугает в нашем заповедном лесу? Что за нарушители? Кто такие ? Л.: Здравствуй, дедушка. Мы воспитанники детского сада «Ивушка» ст. Обливской, пришли полюбоваться вашим заповедником, красотой лесов и чистотой местных озёр. Да вот и заблудились. Если знаешь, где тропинка заветная, помоги, пожалуйста, выйти к ней. Д.Щ.: Я и не знаю?! Да я здесь каждый ручеёк, каждую проталинку с детства помню. Закрытыми глазами весь лес обойти могу. Да и вам помочь смогу. Но только я дед Щукарь большой балагур. Как и любой казак люблю поиграть и повеселиться. А здесь в заповеднике людей нет, одни птицы да звери. Позабавиться не с кем. Давайте вы со мной поиграете, повеселите старика, а я вам дорогу домой подскажу? Л.: Повеселим ребята Щукаря? (ответы детей) Д.Щ.: Ну слушайте тогда мои загадки: Опасней всех она в реке,
В омуте речном живет,
Сидят рыбаки, Поймал трех... (окуней)
От зубастых щук таясь, Стороной проплыл…(карась)
Ну и последняя, самая сложная. Скажите, ребята чего общего между мной Щукарём, лещом и щукой? (Ответы детей). Ох, и лихо у вас получается! Все мои загадки отгадали. Молодцы! Есть у меня к вам ещё просьба одна: стая окуней запуталась в омуте. Нужно помощь им выбраться. Ну, что спасём окуней? (ответы детей) Лабиринт «Помоги рыбке выбраться из омута» Ай, да ребятушки, ай да казачатушки, порадовали старого! Ну, пора вам в сад возвращаться, запоминайте заветные слова, они помогут вам вернуться в родную станицу: «Вокруг себя три раза покружусь и в детском саду окажусь» (дети благодарят Щукаря) Дети становятся в круг, повторяют заветные слова. Л.: СЛАЙД 12. Ребята, вот наше занятие и подошло к концу. Скажите, как называются место, где мы сегодня с вами побывали? Какие растения и животных можно встретить на просторах заповедника? Для чего люди создают заповедник? Понравилась вам наша экскурсия? (ответы детей). Надеюсь, что сегодня на занятии вы узнали много нового и интересного о нашей Донской земле. А мне понравилось, как вы сегодня отвечали, играли. И у меня для вас есть небольшие сувениры, молодцы!
| |||||||||
Просмотров: 92 | |
Всего комментариев: 0 | |