Главная » Статьи » Конспекты занятий учителя-логопеда, сценарии праздников, семинаров, мастер-классов.. |
Пояснительная записка В настоящее время растет число детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Учёными доказано, что дети с ОВЗ имеют свои специфические особенности, обусловленные дефектом. У детей отмечается неустойчивость внимания, низкий объём памяти, ограничение возможностей познавательной деятельности, отставание в развитии словесно – логического мышления, в овладении процессами анализа и синтеза, сравнения и обобщения. У них недостаточно развита мелкая и крупная моторика, нарушена координация движений. Отсутствие физической нагрузки снижает координационные способности, заметно тормозит мыслительные процессы и речевое развитие в целом. Специфика работы с детьми с ОВЗ обусловлена, с одной стороны характером нарушения высшей нервной деятельности, психопатологическими особенностями детей, с другой стороны – особенностями речевого развития и структурой речевого дефекта. Все эти трудности возможно преодолеть только через создание правильного выбора методов педагогической коррекции и поиска эффективных методов профилактики и коррекции трудностей интеллектуального развития детей с ОВЗ. Основной задачей сопровождения детей с тяжёлыми речевыми нарушениями (ОВЗ) в ДОУ является создание психолого-педагогических условий для полноценного развития и становления социально-успешной личности ребенка, что приводит к необходимости создания специализированного коррекционно-развивающего пространства. Обучение и развитие дошкольников с тяжёлыми речевыми нарушениями должно быть построено с учётом психологических особенностей и быть отличным от общепринятых программ психологического сопровождения, реализуемых при работе с детьми, посещающими группы общеразвивающей направленности в ДОУ. В качестве основного метода коррекционно-развивающей помощи для детей с ТНР (ОВЗ) в данной программе предлагаются упражнения для развития мозжечковой стимуляции и межполушарного взаимодействия, поскольку традиционные методы психолого-педагогического воздействия на ребенка не приносят устойчивого положительного результата, так как они не устраняют первопричину нарушений. В отличие от них, метод кинезиологической коррекции направлен на механизм возникновения психофизиологических отклонений в развитии, что позволяет не только снять отдельный симптом, но и улучшить функционирование, повысить продуктивность протекания психических процессов. Применение данного метода позволяет улучшить у ребенка с ОВЗ память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю.
Актуальность Межполушарное взаимодействие необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое. Отсутствие слаженности в работе полушарий мозга — частая причина трудностей в обучении детей дошкольного возраста, так как при наличии несформированности межполушарного взаимодействия не происходит полноценного обмена информацией между правым и левым полушариями, каждое из которых постигает внешний мир по-своему. Движение пальцев рук исторически оказались тесно связанными с речевой функцией. Случайность ли, что тренировка пальцев рук влияет на созревание речевой функции? Было обнаружено, что, когда ребенок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов мозга. Если ребенок производит ритмические движения (разгибание и сгибание) пальцами правой руки, то в левом полушарии мозга у него возникает усиление согласованных электрических колебаний именно в лобной и височной зонах. Движение пальцев левой руки вызывало такую же активизацию и в правом полушарии. И. П. Павлов высказывал мысль о том, что развитие функций обеих рук и связанное с этим формирование речевых «центров» в обоих полушариях дает человеку преимущество в интеллектуальном развитии, поскольку речь теснейшим образом связана с мышлением. По-видимому, в играх следует равным образом развивать тонкие движения пальцев обеих рук. Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие, т. к. с анатомической точки зрения около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция руки. Под влиянием кинестетических импульсов от руки, а точнее от пальцев, включается механизм «единства мысли и движения». При регулярном выполнении специальных движений образуется большое количество нервных волокон, связывающих полушария головного мозга в единую систему. Предлагаемая коррекционно-развивающая программа является одним из направлений работы в развитии интегрированного межполушарного взаимодействия у детей. Программа включает в себя игровые сеансы, упражнения по мозжечковой стимуляции, нейродинамическую гимнастику, направленные на синхронизацию работы полушарий мозга, что повышает его функциональные возможности.
Адресат программы Данная коррекционно-развивающая программа предназначена для индивидуальной (подгрупповой) работы с детьми 5 – 6 лет; 6-7 лет, имеющими нарушения речевого развития (ОВЗ) и посещающими комбинированные группы, группы компенсирующей направленности в ДОУ. Периодичность: 1 занятие в неделю, продолжительностью 30 минут (подготовительная группа) 25 минут (старшая группа).
Объём и срок освоения программы
Программа рассчитана на 31 час – 1 занятие в неделю в течение девяти месяцев.
Цель Развитие межполушарного взаимодействия, способствующее активизации мыслительной деятельности.
Задачи:
Структура занятия Занятия проводятся в доброжелательной обстановке, упражнения проводятся стоя или сидя за столом. Занятие делится на три блока:
| |
Просмотров: 91 | |
Всего комментариев: 0 | |