Главная » Статьи » Конспекты занятий учителя-логопеда, сценарии праздников, семинаров, мастер-классов..

Интеграция ИКТ и здоровьесберегающих технологий как перспективное средство коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями речи

Слайд 1       

 

                           Пояснительная записка

 

 

Слайд 2       

 

   «В душе каждого ребёнка есть невидимые струны.

       Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат»

В.А.Сухомлинский

 

Добрый день уважаемые коллеги, члены жюри!

На вопрос «Чему учить» общество всегда отвечало одинаково: лучшему, разумному, вечному. На вопрос «как учить?» - всегда по-разному. Почему? Все методы срабатывают по-разному, и не все методы одинаково эффективны.

Слайд 3

 Сегодня я хочу поделиться  с вами  своим опытом работы по теме «Интеграция ИКТ и здоровьесберегающих технологий как перспективное средство коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями речи»

Вопрос организации комплексного сопровождения детей с нарушением речи в настоящее время является весьма актуальным. Это обусловлено возрастанием численности детей с данными проблемами.

Ребенок с нарушением речи, также как и ребенок у которого нет трудностей в психофизическом плане, испытывает потребность быть успешным. Ощущение успеха — это необходимое условие развития любого ребенка. Для обеспечения ситуации успеха ребенку с недоразвитием речи необходимы усилия ряда специалистов, таких как воспитатель, педагог-психолог, медработник, учитель-логопед.

Слайд 4

Целью  работы учителя-логопеда ДОУ является своевременное выявление нарушений устной речи первичного характера  и оказание помощи воспитанникам, имеющим нарушения, в освоении ими образовательных программ. Для каждого учителя-логопеда в условиях перехода на ФГОС ДО важно продумать какими формами работы, какими приёмами, методами, средствами организовать сотрудничество детей и взрослых для полноценной амплификации детского развития и формирования предпосылок универсальных учебных действий (УУД) при переходе на школьный уровень образования.

 

Современному ребенку требуется современная коррекционная среда и современные инновационные технологии обучения.

Инновационный опыт в моём понимании — это «держать руку на пульсе» современной педагогики, а у моих дошколят, посещающих занятия на логопедическом пункте  нашего ДОУ, особые образовательные потребности.   

В деятельности учителя-логопеда современные технологии приобретают всё большее значение. Они способствуют достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых нарушений у детей, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций. Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины, я использую в своей практике, адаптируя к своим потребностям, наиболее эффективные, инновационные для неё технологии, помогающие оптимизировать  коррекционно-развивающую  работу.

Проблема.

Недостатки произношения, лексики, грамматического оформления фразы и просодики  речи с которыми ребенок приходит в первый класс,  являются актуальной проблемой для школьных учителей-логопедов, ведь устная речь становится базой и средством дальнейшего обучения. Наряду с  данными отклонениями, для детей с недоразвитием речи характерна недостаточная сформированность процессов, тесно связанных с речевой деятельностью, таких как нарушение слухоречевого внимания и памяти, артикуляционной и пальцевой моторики, недостаточная сформированность словесно-логического мышления, пространственной и временной ориентировки.

Выявленные факты побудили меня к поиску форм и методов работы на предупреждение и устранение речевых недостатков детей старшего дошкольного возраста и на развитие психических процессов, что способствует подготовке ребенка к усвоению школьной программы.

Слайд 5

Актуальность.

Дети с речевыми нарушениями часто бывают с неустойчивой психикой, у них наблюдаются нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособность и быстрая утомляемость. Логопедические занятия для таких дошколят — это тяжелый труд. Использование в логопедической практике инновационных технологий служит эффективным дополнением к общепринятым наиболее популярным классическим технологиям и методикам.

Слайд 6

Значимость.

Творчески варьируя сочетаемость разных технологий обучения, систематически и целенаправленно используя их на практике, в соответствии с физическими индивидуальными возможностями каждого ребенка, коррекционно-развивающий процесс становится более результативным и эффективным. Реализуя приоритетные направления ФГОС ДО, мне, как представителю молодого поколения Современной Логопедии, приходится постоянно искать пути совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей.

Инновационные технологии, применяемые мной в собственной логопедической практике, базируются на приоритетных направлениях ФГОС ДО.

На логопедических занятиях я использую как традиционные, так и нетрадиционные приемы здоровьесберегающей  технологии.

Слайд 7

Дыхательная гимнастика.

Ни для кого не секрет, что правильное речевое дыхание – основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. Поскольку некоторые звуки требуют энергичного сильного выдоха, сильной воздушной струи.

Для постановки правильного дыхания я использую дыхательную гимнастику А.Н. Стрельниковой. Над формированием правильного дыхания работают   так же воспитатели, музыкальный руководитель и инструктор по физической культуре.

Слайд 8

Артикуляционная гимнастика.

     Как известно выполнение артикуляционной гимнастики укрепляет мышечную системы языка, губ и щек, помогает улучшить их подвижность,  уменьшает напряженность органов артикуляции. При выполнении артикуляционной гимнастики движения речевого аппарата можно совместить с движениями сначала одной кисти рук, затем обеих, имитирующих движение челюсти, языка, губ. Данное сочетание работы органов артикуляции и кисти рук называют биоэнергопластикой.

Проведение артикуляционных упражнений подобным образом принципиально отличается от общепринятых, оно способствует активизации интеллектуальной деятельности, развивает координацию движений и мелкую моторику.

Слайд 9

   Для поддержания работоспособности на протяжении всего логопедического занятия (индивидуально-подгруппового или подгруппового) и снятия мышечного напряжения у детей-логопатов использую телесно-ориентированные технологии: приёмы релаксации по контрасту с напряжением в сочетании с упражнениями по профилактике нарушений зрения, снятия напряжения глазных мышц — пальминг.  Применение кинезиологических упражнений (комплекс движений) позволяет активизировать межполушарное взаимодействие у детей с речевыми нарушениями, повышать их стрессоустойчивость, улучшать мыслительную деятельность, способствовать улучшению памяти и внимания, настроения и самочувствия.

Слайд 10

    Технологии пальцевого и кистевого массажа, «Су — Джок» — терапия, расширяют представления современного специалиста по развитию мелкой моторики.

На основании исследований нейрофизиологов, было доказано говорят, что руки и уши имеют нервные окончания, посылающие импульсы к разным частям тела и органам. На своих логопедических занятиях я использую некоторые виды массажа и самомассажа: языка, ушных раковин, лица, кистей рук. Дети на занятиях обучаются таким приёмам самомассажа, как поглаживание, растирание, разминание.

За основу я взяла систему упражнений для самомассажа японского учёного  Йосиро Цуцуми.

1. Массаж пальцев, начиная с большого и до мизинца. Растирают сначала подушечку пальца, а затем медленно поднимаются к основанию. Такой массаж желательно сопровождать веселыми рифмовками.

2. Массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными  разноцветными шариками «марблс».

3. Массаж грецкими орехами.

4. Массаж шестигранными карандашами.

5. Массаж «чётками».

6.  Массаж рук сухим и мокрым песком,морской солью.

Во всех дошкольных учреждениях Японии, начиная с 2-х летнего возраста,

применяется методика пальцевого массажа и самомассажа.

Слайд  11

    Игровые технологии:

Игровые технологии являются составной частью педагогических (образовательных) технологий: задачные, игровые, компьютерные, диалоговые, тренинговые. На своих занятиях я использую также дидактические игры, большинство которых я изготовила своими руками.

Игрушка, как герой помогает создавать мотивацию, игровую ситуацию, сюрпризный момент. Одна из любимых игрушек детей — это мяч. Детям с речевыми нарушениями с трудом даются такие движения, как передача мяча с небольшого расстояния (перекидывание, попадание в цель — «ладошки», попытка поймать мяч), перекатывание и захват мяча. Словесные игры с мячом — отличное решение задач по закреплению речевых навыков в мыслительном плане на основе представлений и без опоры на наглядность, развитию общей моторики, навыков самоконтроля при выполнении задания. Также на своих занятиях я использую фитбол - гимнастику.

Слайд 12

Фитбол - это большой резиновый мяч. Появился фитбол в 50-х годах нашего века. Впервые его применила швейцарский врач-физиотерапевт Сюзан Кляйн-Фогельбах для лечения больных с церебральным параличом.

Комплексы по фитбол-гимнастике уникальны по своему воздействию на организм человека. Упражнения на мячах обладают оздоровительным эффектом, который подтвержден опытом работы специализированных корррекционных и реабилитационных медицинских центров Европы.  Фитбол-гимнастика тренирует дыхательную систему и вестибулярный аппарат, укрепляет мышцы тела, развивает координацию движений.

Слайд  13

Конструирование в дошкольном периоде — это игра, на основе, которой формируются продуктивные виды деятельности.В своей логопедической работе я с успехом применяю квиллинг.  В начале 2015 г. на базе МБДОУ «Детский сад «Ивушка» по моей инициативе начал свою работу кружок для детей старшего дошкольного возраста «Волшебная филигрань».  Занятия посещали не только дети, зачисленные на логопункт, а вся подготовительная группа. На занятиях дети осваивали технологию квиллинг (бумагоскручивание). После двух месяцев работы кружка я заметила, что у детей улучшилось звукопроизношение, связная речь, а также дети стали более уверенные в себе. Данная технология способствует развитию внимания, воображения, мышления, комбинаторных способностей, мелкой моторики. Также работая над развитием мелкой моторики и графомоторных навыков, детям даю разнообразные задания, провожу графические диктанты, даю упражнения в обведении трафаретов, выкладывание фигур кнопочной мозаикой, изографы.

Слайд  14

Изографы – это картинки, на которых слова нарисованы буквами, различным образом расположенные в пространстве и  оптически похожие на  предмет, в названии которого используются эти буквы. Ребенок должен найти все нарисованные буквы изографа, составить из них слово. Изографы предлагаются по разделам на различные звуки.

Слайд  15

Технология наглядного моделирования:

Процессы развития фонематической стороны речи (восприятия, представлений, навыков звукового анализа и синтеза) предполагают знакомство детей со структурой слова. Традиционная технология наглядного моделирования позволяет детям «видеть» звуки, слова, проводить сложные виды работ по определению позиции звука в слове, в наглядной форме представить качественную характеристику звука. Коррекционно-развивающая работа по развитию грамматической стороны речи (форм словоизменения и словообразования, предложно-падежных конструкций) с применение специальных схем и модулей словесных игр в процессе коррекции звукопроизношения развивает в детях воображение и интуитивно понятную форму преобразования слов.

Слайд 16

Мнемотехника

Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, он их усвоит на лету.

К. Д. Ушинский

Коррекция звукопроизношения невозможна без работы над выразительностью речи, её осмысленному дублированию в таких видах деятельности, как пересказ, заучивание стихов, скороговорок. Использование приёмов символической аналогии облегчает процесс запоминания детьми. Мнемотехника использует естественные механизмы (наглядно-образной памяти) мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.

Слайд 17

Информационные технологии

Изучив информацию о ИК технологиях и их использовании в сфере образования в соответствии с ФГОС ДО, проанализировав личный опыт, я пришла к необходимости внедрения в свою деятельность ИКТ, систематизации готовых электронных продуктов , отвечающих требования ФГОС ДО.

Практика и психологические исследования показывают, что наиболее эффективно знакомство с компьютером в дошкольном возрасте может происходить в процессе использования специально разработанных учебно-игровых и развивающих компьютерных программ (Бондарчук Е.И., Горвиц Ю.М.). Необходимо сделать компьютер частью развивающей среды ребенка-дошкольника (Новоселова C.JL).

Слайд 18

Арт-технологии

Для улучшения эффективности коррекционного воздействия, на логопедических занятиях я стараюсь создать положительный эмоциональный фон,  для этого использую музыкотерапию  и ароматерапию.

Ароматерапия – лечение с помощью фитокомпозиций ароматов цветов и растений. Давно известно положительное влияние эфирных масел на состояние физической и интеллектуальной - эмоциональной сферы человека. Много внимания уделял этой проблеме гениальный Авиценна. Он называл эфирные масла сильнейшим средством профилактики и лечении нервно-психических расстройств.

Ароматерапию часто применяю в сочетании с музыкотерапией. Музыкотерапия – это лекарство, которое слушают. Лёгкая спокойная музыка во время коррекционных занятий успокаивающе действует на нервную систему, приводит в равновесие процессы возбуждения и торможения.

Американский ученый Гордон Шоу и его коллега из Лос-Анжелесского отделения Калифорнийского университета нейролог Марк Боднер использовали сканирование головного мозга с помощью магнитного резонатора (MRI), чтобы получить картину активности тех участков мозга пациента, которые реагируют на прослушивание музыки Моцарта, Бетховена ("К Элизе”) и поп-музыки 30-х гг. ХХ в. Как и ожидалось, все виды музыки активизировали тот участок коры головного мозга, который воспринимает колебания воздуха, вызываемые звуковыми волнами (слуховой центр), и иногда возбуждали отделы мозга, связанные с эмоциями. Но только музыка Моцарта активизировала практически ВСЕ участки коры головного мозга (в т.ч. и те, которые участвуют в моторной координации, в пространственном мышлении, в зрительном процессе и в высших процессах сознания, напрямую стимулирует мышление и улучшает память). Эти ученые занимались данными исследованиями на протяжении многих лет и пришли к выводу, что музыка Моцарта – лучшее лечебное средство при аутизме и дислексии.

 По утверждениям авторитетных специалистов мирового уровня, музыка Моцарта помогает избавиться от любых душевных проблем, улучшает речь и слух. Как отмечают ведущие сурдологи  и логопеды мира, наличие в музыке Моцарта обилия звуков высокой частоты делают ее наиболее целебной среди всей классической музыки.

Слайд 19

Заключение

Анализ результатов работы с детьми на логопункте с использованием здоровьесберегающих технологий и ИКТ  позволил констатировать у детей значительную положительную динамику, результаты работы представлены на диаграмме. Дошкольники после обучения стали намного сосредоточеннее, усидчивее во время выполнения заданий. Добиться положительных результатов мне помогла совместная деятельность с воспитателями группы, музыкальным и физкультурным руководителями, а так же с родителями.

Таким образом, в процессе коррекционно-развивающей работы, включающей новые приёмы и методы, традиционные и нетрадиционные формы обучения, создаются  условия для коррекции недостатков в речевом развитии, в личностной, познавательной, эмоционально - волевой сферах.

Всё это создает благоприятную базу  для более успешного обучения детей в школе.

   Стандарт дошкольного образования предъявляет особые требования к деятельности учителя-логопеда. Современный логопед обязан нести позитивное настроение в общении с детьми, родителями, коллегами, позволяющее наладить коммуникативные связи, противостоять стрессовым ситуациям!

Спасибо за внимание!

Слайд 20       

Список использованной литературы

1.Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стёртой дизартрии. АСТ – Астрель М, 2010.

2.Барсукова Е.Л. Автоматизация звуков с использованием мнемодорожек. //Логопед, 2009, №5

3.Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика. – СПб.: Детство-Пресс, 2003

4.Бушлякова Р.Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. -СПб.: Детство-Пресс, 2011.

5.Горвиц, Ю.М. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. / Ю. М. Горвиц, А. А. Чайнова, Н. Н. Поддъяков. – м., 1998.

6.Комарова, Т.С. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании / т.с. Комарова – м., 2011.

7.Новоселова, С.Н. Компьютерный мир дошкольника / С.Н. Новоселова – м., 1997.

8.Омельченко Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии   связной- речи. //Логопед, 2008, №4

9.Путеводитель по ФГОС дошкольного образования в таблицах и схемах/Под общ.редакцией М.Е. Верховкиной, А.Н. Атаровой. – СПб.: КАРО, 2014. – 112с. ISBN 978-5-9925-0936-6

10.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки. – М.: ТЦ Сфера, 2014. 96 с. (Правовая библиотека образования). ISBN 978-5-9949-1024-5                  

11.Хеннер Е.К.Формирование икт-компетентности учащихся и преподавателей в системе непрерывного образования / Е.К. Хеннер – м., 2008.         

12.Ястребова А.В., Лазаренко О.В. Комплекс занятий  по формированию речемыслительной деятельности и культуры устной речи у детей пяти лет. – М.: Арктур, 2001.

 

Используемые интернет-ресурсы

www.logobyrg.com

www.logoped.ru

www.logopunkt.ru

http://www.logolife.ru/

http://ns.portal.ru

Образовательный портал «Сеть творческих учителей» (it – n. ru)

http://pedmix.ru/

http://numi.ru/

Категория: Конспекты занятий учителя-логопеда, сценарии праздников, семинаров, мастер-классов.. | Добавил: dundukova88 (06.01.2017)
Просмотров: 641 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar