Главная » Статьи » Конспекты занятий учителя-логопеда, сценарии праздников, семинаров, мастер-классов..

" Интерактивная логопедия"

          Пояснительная записка. Информационные технологии в последнее время стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Повсеместная компьютеризация открывает новые, еще не исследованные варианты обучения. Они связаны с уникальными возможностями современной электроники и телекоммуникаций.

В основу использования ИКТ в отечественной педагогике положены базовые психолого-педагогические и методологические положения, разработанные Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, В.В. Давыдовым, А.В. Запорожцем, А.Н. Леонтьевым, А.Р. Лурия,   Д.Б. Элькониным и др.

     Компьютерные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике. В последние годы ведется открытая дискуссия о содержании, форме, методах специального обучения и характере профессионального мышления специалистов. Каждая новая задача развивающего обучения трансформируется в проблемы метода, разработки обходных путей обучения, которые позволяли бы достичь максимально возможных успехов в развитии ребенка с особыми познавательными потребностями (И.К. Воробьев, М.Ю. Галанина, Н.Н. Кулишов, О.И. Кукушкина и др.).

     Актуальность. Анализ литературы показывает, что компьютерные средства представляют для специалиста не часть содержания коррекционного обучения, а дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в развитии ребенка.

Коррекционно-воспитательная работа с детьми, имеющими отклонения в развитии, предполагает использование специализированных или адаптированных компьютерных программ (главным образом обучающих, диагностических и развивающих). Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать ИКТ в систему обучения каждого ребенка, создавая большую мотивацию и психологический комфорт, а также предоставляя воспитаннику свободу выбора форм и средств деятельности.

Основными преимуществами  использования мультимедиаресурсов на логопедических занятиях являются:

—   повышение мотивации для исправления недостатков речи детей;
—   обес­печение психологического комфорта на занятиях;
—   развитие психологической базы речи: восприятия, внимания и мышления за счет повышения уровня наглядности;
—   совершенствование навыков пространственной ориентировки, развитие точности движений руки;
—   развитие всех сторон речи, сенсорных функций, артикуляционной и мелкой моторики;
—   совершенствование познавательной деятельности, прежде всего мышления, памяти, внимания;
—   формирование личности ребёнка в целом;
—   повышение качества обучения и работоспособности детей.

Использование ИКТ на занятиях будет осуществляется на основе следующих принципов:

  • Принцип полисенсорного подхода к коррекции речевых нарушений.  Коррекционная работа ведется с опорой на различные анализаторы.
  • Системный подход к коррекции речевых нарушений. ИКТ позволяют работать над системной коррекцией и развитием следующих характеристик:

– звукопроизношение;
– просодические компоненты речи;
– фонематический анализ и синтез, фонематические  представления;
– лексико-грамматические средства языка;
– артикуляционная моторика;
– мелкая моторика;
– связная речь.

  • Принцип развивающего и дифференцированного обучения детей. Возможность объективного определения зон актуального и ближайшего развития детей.
  • Принцип системности и последовательности обучения. Использование полученные ранее знания в процессе овладения новыми, переходя от простого к сложному.
  • Принцип доступности обучения. Соответствие возрастным особенностям детей. Задания предъявляются детям в игровой форме.
  • Принцип индивидуального обучения. ИКТ  предназначены для индивидуальных и подгрупповых занятий и позволяет построить коррекционную работу с учётом их индивидуальных образовательных потребностей и возможностей.
  • Принцип объективной оценки результатов деятельности ребёнка. В компьютерных программах результаты деятельности ребёнка представляются визуально на экране, что исключает субъективную оценку.
  • Принцип игровой стратегии и введение ребёнка в проблемную ситуацию. Игровой принцип обучения с предъявлением пользователю конкретного задания позволяет эффективно решать поставленные коррекционные задачи и реализовать на практике дидактические требования доступности компьютерных  средств обучения.
  • Принцип воспитывающего обучения. Воспитание у детей – волевых и нравственных  качеств.
  • Принцип интерактивности компьютерных средств обучения. Использование ИКТ происходит одновременно с осуществлением обратной связи в виде анимации образов и символов, а также с предоставлением объективной оценки результатов деятельности.

 При использовании  дополнительной модифицированной  общеразвивающей программы «Интерактивная логопедия» ставятся следующие задачи:

  • Задачи ознакомительно-адаптационного цикла: сентябрь, октябрь, ноябрь
  • Задачи коррекционно-образовательного цикла: декабрь, январь, февраль
  • Задачи творческого цикла: март, апрель, май.

 

 При выполнении поставленных задач в ходе реализации программы на занятиях  учителю-логопеду необходимо соблюдать нормы СанПина.

(Приложение 1)

На логопедических занятиях учителем-логопедом будут используются различные компьютерные ресурсы. Чаще всего это могут быть, как  готовые продукты, так и самостоятельно-разработанные инструментарии.

(Приложение 2)

Планируемые результаты:

 - вызвать повышенный интерес и положительный эмоциональный настрой у детей;

 - активизировать восприятие, познавательную и мыслительную деятельность дошкольников;

- ускорить процесс постановки и автоматизации звуков, преодолеть негативизм, связанный с необходимостью многократного повторения определённых звуков, слогов, слов;

- тренировать память, внимание и воображение, способствовать общему развитию ребёнка;

- уменьшить утомляемость, дольше сохранять работоспособность.

Внедрение современных компьютерных технологий в логопедическую практику позволит сделать работу учителя- логопеда более продуктивной и эффективной.  Ведь компьютерные технологии являются еще одним эффективным способом формирования правильной речи и коррекции ее недостатков. Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы учителя- логопеда, расширяя возможности организации взаимодействия  с другими участниками образовательного процесса, что позволяет значительно повысить эффективность коррекционной работы.

 

 

 

 

 

          Пояснительная записка. Информационные технологии в последнее время стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Повсеместная компьютеризация открывает новые, еще не исследованные варианты обучения. Они связаны с уникальными возможностями современной электроники и телекоммуникаций.

В основу использования ИКТ в отечественной педагогике положены базовые психолого-педагогические и методологические положения, разработанные Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, В.В. Давыдовым, А.В. Запорожцем, А.Н. Леонтьевым, А.Р. Лурия,   Д.Б. Элькониным и др.

     Компьютерные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике. В последние годы ведется открытая дискуссия о содержании, форме, методах специального обучения и характере профессионального мышления специалистов. Каждая новая задача развивающего обучения трансформируется в проблемы метода, разработки обходных путей обучения, которые позволяли бы достичь максимально возможных успехов в развитии ребенка с особыми познавательными потребностями (И.К. Воробьев, М.Ю. Галанина, Н.Н. Кулишов, О.И. Кукушкина и др.).

     Актуальность. Анализ литературы показывает, что компьютерные средства представляют для специалиста не часть содержания коррекционного обучения, а дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в развитии ребенка.

Коррекционно-воспитательная работа с детьми, имеющими отклонения в развитии, предполагает использование специализированных или адаптированных компьютерных программ (главным образом обучающих, диагностических и развивающих). Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать ИКТ в систему обучения каждого ребенка, создавая большую мотивацию и психологический комфорт, а также предоставляя воспитаннику свободу выбора форм и средств деятельности.

Основными преимуществами  использования мультимедиаресурсов на логопедических занятиях являются:

—   повышение мотивации для исправления недостатков речи детей;
—   обес­печение психологического комфорта на занятиях;
—   развитие психологической базы речи: восприятия, внимания и мышления за счет повышения уровня наглядности;
—   совершенствование навыков пространственной ориентировки, развитие точности движений руки;
—   развитие всех сторон речи, сенсорных функций, артикуляционной и мелкой моторики;
—   совершенствование познавательной деятельности, прежде всего мышления, памяти, внимания;
—   формирование личности ребёнка в целом;
—   повышение качества обучения и работоспособности детей.

Использование ИКТ на занятиях будет осуществляется на основе следующих принципов:

  • Принцип полисенсорного подхода к коррекции речевых нарушений.  Коррекционная работа ведется с опорой на различные анализаторы.
  • Системный подход к коррекции речевых нарушений. ИКТ позволяют работать над системной коррекцией и развитием следующих характеристик:

– звукопроизношение;
– просодические компоненты речи;
– фонематический анализ и синтез, фонематические  представления;
– лексико-грамматические средства языка;
– артикуляционная моторика;
– мелкая моторика;
– связная речь.

  • Принцип развивающего и дифференцированного обучения детей. Возможность объективного определения зон актуального и ближайшего развития детей.
  • Принцип системности и последовательности обучения. Использование полученные ранее знания в процессе овладения новыми, переходя от простого к сложному.
  • Принцип доступности обучения. Соответствие возрастным особенностям детей. Задания предъявляются детям в игровой форме.
  • Принцип индивидуального обучения. ИКТ  предназначены для индивидуальных и подгрупповых занятий и позволяет построить коррекционную работу с учётом их индивидуальных образовательных потребностей и возможностей.
  • Принцип объективной оценки результатов деятельности ребёнка. В компьютерных программах результаты деятельности ребёнка представляются визуально на экране, что исключает субъективную оценку.
  • Принцип игровой стратегии и введение ребёнка в проблемную ситуацию. Игровой принцип обучения с предъявлением пользователю конкретного задания позволяет эффективно решать поставленные коррекционные задачи и реализовать на практике дидактические требования доступности компьютерных  средств обучения.
  • Принцип воспитывающего обучения. Воспитание у детей – волевых и нравственных  качеств.
  • Принцип интерактивности компьютерных средств обучения. Использование ИКТ происходит одновременно с осуществлением обратной связи в виде анимации образов и символов, а также с предоставлением объективной оценки результатов деятельности.

 При использовании  дополнительной модифицированной  общеразвивающей программы «Интерактивная логопедия» ставятся следующие задачи:

  • Задачи ознакомительно-адаптационного цикла: сентябрь, октябрь, ноябрь
  • Задачи коррекционно-образовательного цикла: декабрь, январь, февраль
  • Задачи творческого цикла: март, апрель, май.

 

 При выполнении поставленных задач в ходе реализации программы на занятиях  учителю-логопеду необходимо соблюдать нормы СанПина.

(Приложение 1)

На логопедических занятиях учителем-логопедом будут используются различные компьютерные ресурсы. Чаще всего это могут быть, как  готовые продукты, так и самостоятельно-разработанные инструментарии.

(Приложение 2)

Планируемые результаты:

 - вызвать повышенный интерес и положительный эмоциональный настрой у детей;

 - активизировать восприятие, познавательную и мыслительную деятельность дошкольников;

- ускорить процесс постановки и автоматизации звуков, преодолеть негативизм, связанный с необходимостью многократного повторения определённых звуков, слогов, слов;

- тренировать память, внимание и воображение, способствовать общему развитию ребёнка;

- уменьшить утомляемость, дольше сохранять работоспособность.

Внедрение современных компьютерных технологий в логопедическую практику позволит сделать работу учителя- логопеда более продуктивной и эффективной.  Ведь компьютерные технологии являются еще одним эффективным способом формирования правильной речи и коррекции ее недостатков. Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы учителя- логопеда, расширяя возможности организации взаимодействия  с другими участниками образовательного процесса, что позволяет значительно повысить эффективность коррекционной работы.

 

 

 

 

 

 

Категория: Конспекты занятий учителя-логопеда, сценарии праздников, семинаров, мастер-классов.. | Добавил: dundukova88 (22.08.2020)
Просмотров: 147 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar