После проведенной психо - речевой диагностики и выявления детей с сочетанными нарушениями, для дальнейшей коррекционной работы, кроме традиционных логопедических и психологических игр и упражнений в нашем детском саду был разработан специальный блок общих психо – речевых заданий разной направленности для развития:
- Слухового гнозиса и фонетико-фонематические процессов.
- Речевого звукоразличения и фонематического слуха.
- Слухоречевой памяти.
- Номинативных процессов.
- Интеллектуальных процессов.
- Зрительного гнозиса.
- Причинно-следственных отношения.
- "Квазипространственных" (логико-грамматических) речевых конструкций.
Примера проводимой работы взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога на примере развития фонематического восприятия:
Направления работы
|
Логопед
|
Психолог
|
Развитие фонематического слуха
|
Знакомство с многообразием слов, их звучанием. Деление предложений на слова, слов на слоги.
- «Обведи правильно»,
- «Найди общий звук»
- «Паровозики»,
- «Кто в домике живет?»
|
Речевое звукоразличение.
- «Произнеси правильно»,
- «Звук спрятался»,
- «Найди пару»
- «Домики для звуков»
|
Дифференциация звуков
|
Различение речевых звуков сходных по артикуляционному укладу, по звучанию. Темпо-ритмическая сторона слов.
- «Звуки поменялись местами»,
- «Дин и Дон»,
- «Вверху или внизу»,
- «Глухой звонкий»
|
Различение неречевых звуков и бытовых шумов. Чувство ритма.
- «Чудо-звуки»,
- «Послушай как звучит»,
- «Угадай, чей звук»,
- «Подбери картинку»,
- «Шумовые кирпичи»
|
Фонематические представления
|
Сравнение слов по звучанию, знакомство с протяженностью слов, с их наполняемостью.
- «Кто как голос подает?»,
- «Подскажи словечко»,
- «Слова-близнецы»,
- «Длинный - короткий»
|
Развитие слухоречевой памяти и внимания.
- «Магазин»,
- «Пары слов»,
- «Найди ошибку»,
- «Запомни слова»,
- «Вставь пропущенное слово»
|
Фонематический анализ и синтез
|
Нахождение местоположения заданного звука в слове. Определение и характеристика заданного звука.
- «Подними флажок»,
- «Начало, середина или конец»,
- «Волшебная пуговица»,
- «Расставь нужные знаки»
|
Квазипространственные (логико-грамматические) речевые конструкции. Последовательность.
- «Где лежит предмет»,
- «Подбери следующее»,
- «Добавь нужный слог»,
- «Что сначала, что потом»
|
Дидактический материал
|
См. технологии и методики в комплексировании логопедического кабинета
|
См. блок общих психо – речевых заданий
|
|