Главная » Статьи » Конспекты занятий учителя-логопеда, сценарии праздников, семинаров, мастер-классов..

«Лаборатория экспериментов»

Пояснительная записка

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост.

Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы. В дошкольном возрасте такие пробующие действия существенно изменяются и превращаются в сложные формы поисковой деятельности.

Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, так как опыты представлены с учетом актуального развития дошкольников. Кроме того используемый материал обеспечивает развитие двух типов детской активности:

  1. собственной активности ребенка, полностью определяемой им самим;
  2. активность ребенка, стимулированная взрослым.

Эти два типа активности тесно связаны между собой и редко выступают в чистом виде.

Собственная активность детей, так или иначе, связана с активностью, идущей от взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, затем становятся достоянием самого ребенка, так как он воспринимает и применяет их как собственные. Выделенные два типа детской активности лежат в основе двух взаимосвязанных и вместе с тем принципиально различных линий психического развития ребенка-дошкольника: развитие личности, психическое развитие.

Актуальность проекта

Мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив. Люди - часть этого мира открывают все новые и новые объекты, явления и закономерности окружающей действительности. При этом каждый человек вращается в рамках сформировавшегося у него образа мира.

Образ мира - это сложная целостная система знаний о человеке, о мире вообще, о других людях, о себе, о своей деятельности.

В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое - основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков. Понимая, какое значение имеет поисковая деятельность в развитии познавательной активности детей, их интеллектуальных способностей, одним из видов деятельности я выбрала детское экспериментирование.

Существует различные подходы в определении понятия «детское экспериментирование». В основу данного проекта легло определение, предложенного Н. Н. Поддьяковым: «детское экспериментирование – одна из форм организации детской деятельности с одной стороны и один из видов познавательной деятельности с другой».

Работая в дошкольном учреждении, современному педагогу всегда приходится  искать новые подходы для интеллектуального развития своих любознательных дошколят. Интенсивное изменение в окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все его сферы диктуют  необходимость выбирать в образовательном процессе более эффективные средства обучения и воспитания.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.

Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как ни какой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года - практически единственным способом познания мира.

Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

Ознакомление дошкольников с явлениями природы занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем, поскольку предмет ознакомления присутствует, регламентирует, оказывает свое влияние и непрерывно воздействует на развитие ребенка. Результатом реализации проекта является приобретенный опыт видения предметов и явлений, всматривания в них, развитие внимание, зрительной, слуховой чувствительности, расширение словарного запаса и обогащение речевого общения на основе культурных норм.

Цель проекта

Практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности.

   Задачи проекта:

  • расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями;
  • развивать связную речь детей: побуждать рассуждать, аргументировать, пользоваться речью-доказательством;
  • обеспечивать переход от предметно-практического действия к образно-символическому (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира);
  • развивать наблюдательность;
  • воспитывать интерес детей к экспериментальной деятельности;
  • воспитывать такие качества как желание помочь другим, умение договариваться друг с другом для решения общих задач.

Вид проекта: групповойкраткосрочный; поисково-исследовательский.

Участники проекта: дети старших групп, родители и педагоги ДОУ

Этапы реализации проекта

1 эт. Подготовительный.

• Изучить и проанализировать методическую литературу по теме

• Составление планирования опытно-экспериментальной деятельности

• Подбор основного оборудования и материала для оснащения центра экспериментальной деятельности.

2 эт. Основной.

Внедрение в воспитательно – образовательный процесс опытно-экспериментальной деятельности. Перспективный план.

3 эт. Заключительный.

• Определить эффективность проведенной работы

• Провести анализ полученных результатов.

План мероприятий по краткосрочному поисково-исследовательскому проекту

                     «Лаборатория экспериментов»

Участники

Группа

1.

 

Родители

Комбин.гр.

Ст.гр.

Под.гр.

Анкетирование

«Детское экспериментирование в семье»

Консультация «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»

Участие родителей вместе с детьми в онлайн-викторине «Занимательная физика»

2.

Воспитанники

Развлечение «Удивительное путешествие с  Машей»

Мастер-класс «Волшебные опыты»

Квест-игра «Юные исследователи»

Мастер-класс «Научные эксперименты»

 

3.

Педагоги

Анкетирование

«Организация детского экспериментирования»
Консультации

«Содержание уголков экспериментальной деятельности», "Планирование работы с детьми по экспериментированию"

Деловая игра  по опытно - экспериментальной деятельности " Что? Где? Почему?"

 

Ожидаемые результаты

  1. созданы необходимые условия для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности.
  2. воспитанники имеют представления детей об окружающем мире.
  3.  у дошкольников развиты умения: наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.
Категория: Конспекты занятий учителя-логопеда, сценарии праздников, семинаров, мастер-классов.. | Добавил: dundukova88 (19.08.2022)
Просмотров: 51 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar