Главная » Статьи » Конспекты занятий учителя-логопеда, сценарии праздников, семинаров, мастер-классов.. |
На прогулке игры и упражнения могут проводиться индивидуально или объединяя детей в малые подгруппы по дефекту речи. Очень полезны для развития детей с нарушениями речи игры с мячом. Мяч помогает разнообразить коррекционную работу, активизирует мелкую и общую моторику, ориентировку в пространстве, внимание, нормализует поведение гиперактивных детей. Трудно переоценить роль мяча в физическом развитии детей. Прогулка - очень удачное место как для индивидуальных игр с мячом, так и для коллективных: ничто не стесняет движений, отсутствует боязнь что-то разбить или кого-то толкнуть. Цель этих игр определяет логопед. Например, для закрепления правильного произношения гласных, выделения их из ряда других звуков удобна игра «Гласный звук услышат ушки». Логопед называет ряд звуков, а дети подбрасывают мяч, когда услышат гласный. Для различения гласных и согласных звуков на прогулке проводится игра «Разноцветные мячики». Красный - гласный, синий — согласный. Активизирует словарь детей, развивает фонематические представления игра «Звуковая цепочка». Первое слово говорит логопед и передает мяч ребенку. Конечный звук предыдущего слова — это начальный звук нового. В игре «Слог да слог - и будет слово» закрепляется умение детей образовывать новые слова. Первую часть слова говорит взрослый — вторую ребенок. Есть и универсальная игра «Мяч бросай и животных называй». Можно использовать любое другое обобщающее понятие: овощи, фрукты, ягоды, деревья и т. д. Игра с перебрасыванием мяча «Что происходит в природе» проводится для активного использования в речи глаголов и согласования слов в предложении. (Солнце что делает? — Светит, греет. Птицы что делают? — Летят, щебечут.) Таких игр с мячом можно придумать множество. Они оживляют коррекционную работу, вызывают интерес у детей. В летнее время в жизни дошкольников большое место занимают игры с природным материалом: песком, глиной, мелкими камешками. Помимо огромного удовольствия, которое доставляют ребятам эти игры, они способствуют развитию мелкой моторики, фантазии, конструктивных способностей. Природный материал можно эффективно и вместе с тем непринужденно использовать в коррекционной работе. Определенные возможности открываются для обучения детей грамоте, для закрепления навыков написания букв и слов: рисование палочкой по песку, выкладывание букв камешками, лепка их из глины. Игры на прогулке могут быть самыми разнообразными и наполненными увлекательным и полезным содержанием. Так логопед, воспитатель и родители могут проводить время с детьми интересно, облекая коррекционную работу в нетрадиционные формы. Игры с мячом, направленные на развитие мелкой моторики Комплекс «Разминка» для развития мелкой моторики, с использованием небольших мячиков или шариков «Су-Джок». Они легко помещаются в ладошки детей, не выскальзывают из рук.
Мячик сильно посжимаю И ладошку поменяю. «Здравствуй, мой любимей мячик!» - Скажет утром каждый пальчик. Крепко мячик обнимает, Никуда не выпускает. Только брату отдает: Брат у брата мяч берет. Два козленка мяч бодали И другим козлятам дали. По столу круги катаю, Из-под рук не выпускаю. Взад – вперед его качу; Вправо-влево – как хочу. Танцевать умеет танец На мяче мой каждый палец. Мячик пальцем разминаю, Вдоль по пальцам мяч гоняю. Мячик мой не отдыхает – Между пальцами гуляет. Поиграю я в футбол И забью в ладошку гол. Сверху левой, снизу правой – Я его катаю браво. Поверну, а ты проверь – Сверху правая теперь!
Игра «Вратарь» Цель: закрепление ориентированности ребенка в правой и левой сторонах, развитие быстроты реакции, точности движения.
Ход игры: Взрослый бросает мяч ребенку, одновременно предупреждая ребенка, куда должен лететь мяч. Ребенок должен сделать вратарское движение в заданном направлении. Ребенок: Вратарем зовусь не зря: Мяч всегда поймаю я. Логопед: Раз, два, три – Справа (слева, прямо) мяч, смотри!
Игра «Вправо, влево прокати, только мяч не упусти» Цель: закрепление ориентированности ребенка в правой и левой сторонах пространства, развитие ручной моторики. Оборудование: маленькие мячики или шарики. Ход игры: Дети садятся на корточки в форме круга. Мяч прокатывается от одного ребенка к другому по инструкции логопеда: «Саша, кати мяч влево (к Диме). Кати мяч вправо (к Оле). Куда надо катить мяч, чтобы он попал к Лене?» Важно удержать мяч на столе.
Игра «Мячик прыгает ко мне – по груди и по спине» Цель: закрепление ориентированности ребенка в собственном теле и в пространстве (справа – слева, впереди – сзади), закрепление употребления предлогов. Оборудование: мячи сделанные из ткани, теннисные мячи. Ход игры: Дети выполняют задания по инструкции логопеда. Логопед: В правую руку свой мячик возьми, Над головою его подними И перед грудью его подержи. К левой ступне не спеша, положи. За спину спрячь и затылка коснись. Руку смени и другим улыбнись. Правого плечика мячик коснется И ненадолго за спину вернется. С голени правой да к левой ступне, Да на живот – не запутаться б мне. Игра «Попади в ворота» Цель: закрепление умения ориентирования (справа – слева, впереди – сзади, прямо), развитие моторики. Оборудование: мячи малой или средней величины, ворота, сделанные из кубиков. Ход игры: По заданию логопеда дети прокатывают мяч в ворота, которые расположены в разных направлениях (прямо, слева, справа, сзади ребенка).
Логопед: От ворот - поворот Вправо и наоборот.
Игра «Если все мы встанем в круг, мяч тебе я брошу, друг» Цель: закрепление умения ориентирования (справа – слева), развитие ловкости, внимания, словесного обозначения действия. Ход игры: Дети становятся в круг на некотором расстоянии друг от друга и перекидывают мяч, говоря при этом: «Мяч бросаю вправо, Лене. Лена, лови!», «Мяч бросаю влево, Саше. Саша, лови!»
Игра «Справа, слева, впереди – в обруч точно попади» Цель: закрепление умения ориентирования в пространстве (справа, слева), развитие моторики, ловкости, внимания, памяти, закрепление навыков счета. Оборудование: небольшие обручи двух цветов, мячи. Ход игры: Ребенок с мячом становится между двумя обручами разного цвета, лежащими на полу. Логопед предлагает ребенку следующие задания:
раза в правый обруч.
раза перед собой.
Игра «Вдоль цепочки из колец ходит ловкий молодец» Цель игры: развитие ловкости, координации движений, ориентации в пространстве. Оборудование: дорожка из трех – пяти обручей, мячи. Ход игры: Дети выстраиваются в колонну напротив дорожки из обручей. Детям предлагается пройти дорожку, ударяя мячом в каждый обруч:
Я вдоль обручей иду, В каждый обруч попаду. Возможны варианты: начать с первого обруча; начать с последнего обруча; пройти дорожку туда и обратно; пройди дорожку, ударяя мячом справа (слева) от себя. Усложнение: попади мячом во второй, в пятый обруч и т.д. Игра «Бросаемся слогами».Один ребенок называет какой-нибудь слог, бросая мяч следующему, а другой должен добавить к этому слогу свой, так, чтобы получилось слово.
|
ДРУГ … ВРАГ |
ХОРОШО … ПЛОХО |
ГОВОРИТЬ … МОЛЧАТЬ |
Всего комментариев: 0 | |