Главная » Статьи » Конспекты занятий учителя-логопеда, сценарии праздников, семинаров, мастер-классов..

Логопедический проект "Родительская школа"

Проект направлен на повышение родительской компетентности в вопросах развития речи ребенка - дошкольника.

Федеральный закон «Об утверждении федеральной программы развития образования» (2000г) обязывает работников дошкольного образования развивать разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников, так как система образования должна быть ориентирована не только на задания со стороны государства, но и на общественный образовательный спрос, на реальные потребности потребителей образовательных услуг.

Одним из важнейших направлений коррекционной работы с дошкольниками является исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств, ранняя диагностика, подготовка детей-логопатов к школьному обучению. Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе логопеда и родителей. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Если дошкольное учреждение и семья закрыты друг для друга, то ребенок оказывается между двух огней, поэтому так необходимо тесное сотрудничество логопеда и родителей. Очень важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребенка. Во-первых, родители являются авторитетом для него, а во-вторых, они ежедневно могут закреплять навыки в непосредственном общении.

В зависимости от восприятия дефекта ребенка выделяются две группы родителей: с адекватной и неадекватной позицией.
При адекватной позиции родители осознают нарушения произношения как дефект, но дефект устранимый, требующий специальной работы, как педагогов, так и самих родителей. Неадекватная позиция может быть различной: дефект родителями не воспринимается, т. е. родители не считают, что произношение звуков у ребенка страдает. В других случаях родители слышат ошибки речи, но не придают им значения, так как считают, что это «само пройдет», «пойдет в школу научиться» и т. п., либо придерживаются того мнения, что и с дефектом можно прожить без особых проблем.

В ходе коррекционно-образовательного процесса необходимо:

  • помочь родителям понять, как важно своевременно и правильно формировать речь детей,
  • разъяснить и показать им, в чем состоит суть взаимоработы учителя-логопеда, воспитателя и родителей,
  • подчеркнуть единство требований к ребенку-логопату, необходимость закрепления достигнутых на занятиях результатов.

Актуальность и востребованность проекта определяются реальными потребностями системы отечественного дошкольного образования и существующими противоречиями между:

  • ростом количества детей с речевыми нарушениями и отсутствием возможности оказания коррекционно-логопедической помощи всем нуждающимся в условиях ДОУ;
  • необходимостью участия родителей в коррекционно-образовательном процессе и отсутствием эффективных технологий взаимодействия образовательного учреждения и семьи по данному направлению.

Исходя из вышеизложенного, мы видим актуальность и значимость проблемы повышения компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.

Участники проекта: учитель-логопед, дети старшего дошкольного возраста, их родител.

Цель проекта: повышение уровня компетентности родителей в вопросах коррекции проблем речевого развития детей - логопатов.

Задачи:

  • выяснить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах речевого развития, установить контакт с ее членами, согласовать воспитательное воздействие на ребенка;
  • заинтересовать родителей, пользоваться информационно-методическим уголком «Советы логопеда»
  • выработать и принять единые требования, предъявляемые к родителям и ребёнку, общего подхода к воспитанию.

Ожидаемые результаты:

  1. Родители активно включены в коррекционно-развивающий процесс по корреции речевых недостатков детей в домашних условиях.
  2. Родители самостоятельно используют материалы с информационно-методического уголка «Советы логопеда»
  3. Путем анкетирования выявилось повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка.

Эффективность данных результатов

Для детей

Для родителей

Для педагогов

Для ДОУ

положительная динамика речевого развития;
успешная социальная адаптация в ДОУ и семье;
индивидуальный подход к каждому ребенку.

положительная оценка деятельности ДОУ;
готовность и желание помогать ДОУ;
использование знаний по развитию речи детей в домашних условиях и, особенно, в летнее время.

положительный психологический климат между логопедом и воспитателями;
заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях;
удовлетворенность собственной деятельностью;
качественно организованная система повышения квалификации;
учет положительной динамики в развитии детей по развитию речи при аттестации педагогов

благоприятные условия для профессионального роста педагогов;
повышенный статус ДОУ

 

Практическая значимость проекта заключается в том, что предложенные система поэтапного включения родителей в коррекционно-логопедический процесс, методические пособия для домашнего использования родителями, диагностический материал для выявления компетентности родителей по вопросам речевого развития, могут быть реализованы педагогами, логопедами и заинтересованными родителями.

 

Описание проекта:

стратегия и механизм достижения поставленной цели

Работа по взаимодействию учителя-логопеда и родителей по речевому развитию детей проходит в 3 этапа:

1 этап — подготовительный (информационно-аналитический).

Задачи:

  • Обсуждение основополагающего вопроса и формулировка проблемных вопросов.
  • Создание рабочих групп по интересам.
  • Подбор упражнений для развития мелкой моторики.
  • Подбор упражнений для выработки правильной воздушной струи.
  • Легкие упражнения для языка и губ — выполнение в игре.

Для решения этих задач начинаем работу с анкетирования. Получив реальную картину, на основе собранных данных, можно проанализировать особенности семьи и семейного воспитания ребенка, выявит уровень компетентности родителей в вопросах развития речи у детей с ТНР, выработать тактику своего общения с каждым родителем. Это поможет лучше сориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.

2 этап — основной (практический).

Задача:

  • разработать систему педагогических мероприятий для родителей по вопросам речевого развития воспитанников с тяжелыми нарушениями речи.

Полученные во время занятий с учителем- логопедом знания, речевые умения детей закрепляются в игровой форме в повседневной жизни.

Средства и методы проекта:

  • проведение семинаров-практикумов, круглых столов; мастер классов, консультаций, дня открытых дверей, домашней игротеки;
  • проведение индивидуальных консультаций для родителей с детьми (по необходимости);
  • создание информационно-методического уголка «Советы логопеда»
  • Сбор и изучение информации (использование медиаресурсов сети Интернет).
  • подготовка отчета о работе и оформление результатов работы (презентации, публикации и т.п.)

Данные формы работы позволяют привлечь родителей к активному участию в коррекционно-образовательном процессе, предполагают установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание родителями роли первых «учителей» своих детей в обучении и воспитании.

3 этап — заключительный (контрольно-диагностический).

Задачи:

  • Проанализировать эффективность работы учителя-логопеда с родителями по вопросам речевого развития детей.
  • Проанализировать эффективность коррекционно-образовательной работы с детьми и просветительской работы с родителями.
  • Транслировать опыт работы по данной теме для учителей-логопедов на заседаниях методических объединений.

 

 

 

Перспективный план реализации проекта

Сроки

Методы, формы

Содержание работы

Рзультат работы

Ответственный

1

.Подготовительный этап

Сентября

Анкетирование родителей

Изучение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития
Подбор материалов по темам «Дыхательная гимнастика», «Артикуляционные упражнения»,«Мелкая моторика».
Установление единых требований родителей и учителя-логопеда к ребенку.

Анкета для родителей

Учитель-логопед

2. этап Основной

Октябрь

Семинар-практикум

«Традиционные и нетрадиционные упражнения для развития мышц речевого аппарата».

Рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики

Информация на сайт ДОУ,отзывы родителей.

Учитель-логопед

Ноябрь

Семинар-практикум
«Пальчиками играем речь развиваем

Сообщение о взаимосвязи развития речи и мелкой моторики рук, рекомендации по проведению пальчиковой гимнастики

Информация на сайт ДОУ,отзывы родителей.

Учитель-логопед

Декабрь

Консультация
«Речевое дыхание основа правильной речи»

Тематическая консультация с практической частью.

Информация на сайт ДОУ,отзывы родителей.

Учитель-логопед

Январь

«День открытых дверей»

Посещение родителями индивидуальных и фронтальных занятий.

Информация на сайт ДОУ,отзывы родителей.

Учитель-логопед, воспитатели

Февраль

Мастер-класс
«Научитесь слышать звуки»

Обучение комплексу упражнений для развития фонематического слуха у детей

Информация на сайт ДОУ,отзывы родителей.

Учитель-логопед

Май

Стенгазета красивой и правильной речи

Демонстрация умений и навыков, приобретенных на занятиях

Информация на сайт ДОУ,отзывы родителей.

Учитель-логопед

Ежемесячно

«Домашняя игротека»

Знакомство родителей с простыми, полезными играми для детей.

Картотека игр и упражнений

Учитель-логопед

3. Заключительный этап

 

 

Май

Мониторинг работы логопеда с родителями

Выявление уровня родительской компетентности в вопросах речевого развития детей

Анкета для родителей

Учитель-логопед

Май

Мониторинг детей

Выявление уровня речевого развития детей

Логопедическая диагностика

Учитель-логопед

Апрель-май

Участие в РМО

Презентация проекта

 

 

 

Категория: Конспекты занятий учителя-логопеда, сценарии праздников, семинаров, мастер-классов.. | Добавил: dundukova88 (10.08.2018)
Просмотров: 401 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar