Проект направлен на повышение родительской компетентности в вопросах развития речи ребенка - дошкольника.
Федеральный закон «Об утверждении федеральной программы развития образования» (2000г) обязывает работников дошкольного образования развивать разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников, так как система образования должна быть ориентирована не только на задания со стороны государства, но и на общественный образовательный спрос, на реальные потребности потребителей образовательных услуг.
Одним из важнейших направлений коррекционной работы с дошкольниками является исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств, ранняя диагностика, подготовка детей-логопатов к школьному обучению. Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе логопеда и родителей. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Если дошкольное учреждение и семья закрыты друг для друга, то ребенок оказывается между двух огней, поэтому так необходимо тесное сотрудничество логопеда и родителей. Очень важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребенка. Во-первых, родители являются авторитетом для него, а во-вторых, они ежедневно могут закреплять навыки в непосредственном общении.
В зависимости от восприятия дефекта ребенка выделяются две группы родителей: с адекватной и неадекватной позицией.
При адекватной позиции родители осознают нарушения произношения как дефект, но дефект устранимый, требующий специальной работы, как педагогов, так и самих родителей. Неадекватная позиция может быть различной: дефект родителями не воспринимается, т. е. родители не считают, что произношение звуков у ребенка страдает. В других случаях родители слышат ошибки речи, но не придают им значения, так как считают, что это «само пройдет», «пойдет в школу научиться» и т. п., либо придерживаются того мнения, что и с дефектом можно прожить без особых проблем.
В ходе коррекционно-образовательного процесса необходимо:
- помочь родителям понять, как важно своевременно и правильно формировать речь детей,
- разъяснить и показать им, в чем состоит суть взаимоработы учителя-логопеда, воспитателя и родителей,
- подчеркнуть единство требований к ребенку-логопату, необходимость закрепления достигнутых на занятиях результатов.
Актуальность и востребованность проекта определяются реальными потребностями системы отечественного дошкольного образования и существующими противоречиями между:
- ростом количества детей с речевыми нарушениями и отсутствием возможности оказания коррекционно-логопедической помощи всем нуждающимся в условиях ДОУ;
- необходимостью участия родителей в коррекционно-образовательном процессе и отсутствием эффективных технологий взаимодействия образовательного учреждения и семьи по данному направлению.
Исходя из вышеизложенного, мы видим актуальность и значимость проблемы повышения компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.
Участники проекта: учитель-логопед, дети старшего дошкольного возраста, их родител.
Цель проекта: повышение уровня компетентности родителей в вопросах коррекции проблем речевого развития детей - логопатов.
Задачи:
- выяснить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах речевого развития, установить контакт с ее членами, согласовать воспитательное воздействие на ребенка;
- заинтересовать родителей, пользоваться информационно-методическим уголком «Советы логопеда»
- выработать и принять единые требования, предъявляемые к родителям и ребёнку, общего подхода к воспитанию.
Ожидаемые результаты:
- Родители активно включены в коррекционно-развивающий процесс по корреции речевых недостатков детей в домашних условиях.
- Родители самостоятельно используют материалы с информационно-методического уголка «Советы логопеда»
- Путем анкетирования выявилось повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка.
Эффективность данных результатов
Для детей
|
Для родителей
|
Для педагогов
|
Для ДОУ
|
положительная динамика речевого развития;
успешная социальная адаптация в ДОУ и семье;
индивидуальный подход к каждому ребенку.
|
положительная оценка деятельности ДОУ;
готовность и желание помогать ДОУ;
использование знаний по развитию речи детей в домашних условиях и, особенно, в летнее время.
|
положительный психологический климат между логопедом и воспитателями;
заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях;
удовлетворенность собственной деятельностью;
качественно организованная система повышения квалификации;
учет положительной динамики в развитии детей по развитию речи при аттестации педагогов
|
благоприятные условия для профессионального роста педагогов;
повышенный статус ДОУ
|
Практическая значимость проекта заключается в том, что предложенные система поэтапного включения родителей в коррекционно-логопедический процесс, методические пособия для домашнего использования родителями, диагностический материал для выявления компетентности родителей по вопросам речевого развития, могут быть реализованы педагогами, логопедами и заинтересованными родителями.
Описание проекта:
стратегия и механизм достижения поставленной цели
Работа по взаимодействию учителя-логопеда и родителей по речевому развитию детей проходит в 3 этапа:
1 этап — подготовительный (информационно-аналитический).
Задачи:
- Обсуждение основополагающего вопроса и формулировка проблемных вопросов.
- Создание рабочих групп по интересам.
- Подбор упражнений для развития мелкой моторики.
- Подбор упражнений для выработки правильной воздушной струи.
- Легкие упражнения для языка и губ — выполнение в игре.
Для решения этих задач начинаем работу с анкетирования. Получив реальную картину, на основе собранных данных, можно проанализировать особенности семьи и семейного воспитания ребенка, выявит уровень компетентности родителей в вопросах развития речи у детей с ТНР, выработать тактику своего общения с каждым родителем. Это поможет лучше сориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.
2 этап — основной (практический).
Задача:
- разработать систему педагогических мероприятий для родителей по вопросам речевого развития воспитанников с тяжелыми нарушениями речи.
Полученные во время занятий с учителем- логопедом знания, речевые умения детей закрепляются в игровой форме в повседневной жизни.
Средства и методы проекта:
- проведение семинаров-практикумов, круглых столов; мастер классов, консультаций, дня открытых дверей, домашней игротеки;
- проведение индивидуальных консультаций для родителей с детьми (по необходимости);
- создание информационно-методического уголка «Советы логопеда»
- Сбор и изучение информации (использование медиаресурсов сети Интернет).
- подготовка отчета о работе и оформление результатов работы (презентации, публикации и т.п.)
Данные формы работы позволяют привлечь родителей к активному участию в коррекционно-образовательном процессе, предполагают установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание родителями роли первых «учителей» своих детей в обучении и воспитании.
3 этап — заключительный (контрольно-диагностический).
Задачи:
- Проанализировать эффективность работы учителя-логопеда с родителями по вопросам речевого развития детей.
- Проанализировать эффективность коррекционно-образовательной работы с детьми и просветительской работы с родителями.
- Транслировать опыт работы по данной теме для учителей-логопедов на заседаниях методических объединений.