Главная » Статьи » Конспекты занятий учителя-логопеда, сценарии праздников, семинаров, мастер-классов..

Морское путешествие

Программное содержание:

Образовательные задачи:

  • формирование знаний о механизме организации звука “Р” и его акустических особенностях;
  • формирование грамматического строя речи: согласование существительных с числительным в роде, числе; образование притяжательных прилагательных; формирование понятия “родственные слова”;
  • расширение лексического запаса по изучаемой теме;
  • развитие связной речи: составление предложений по опорным словам; заучивание наизусть с опорой на мнемотаблицу;
  • закрепление умения детей определять место звука в слове; выполнять звуковой анализ в прямых и обратных слогах.
  • развитие воображения, мышления, пространственной ориентации.
  • знакомство детей с техникой квиллинг.
  •  уточнение и обогащение словаря по теме «Водный транспорт», «Морские обитатели», «Цветы».

Коррекционные задачи:

  • развитие моторики артикуляционного аппарата;
  • формирование речевого дыхания;
  • развитие внимания, памяти, фонематического слуха, мелкой и общей моторики;
  • автоматизация звука “Р” в слогах, словах, предложениях, в тексте.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать заботливое отношение к природе;
  • коррекция личности в целом.

 

Здравствуйте, дети, здравствуйте уважаемые коллеги и гости. Пусть утро для вас будет добрым, день спокойным , вечер светлым. Меня зовут Дундукова Татьяна Васильевна.

Ребята, а вы знаете, почему к нам пришли гости? Они узнали, что сегодня мы отправляемся в увлекательное путешествие. И им очень захотелось отправиться вместе с нами.

Ребята , возьмитесь, пожалуйста , за руки, посмотрите соседу в глаза, улыбнитесь и пожелайте друг другу доброго утра. Поможет нам в этом волшебный шар, который излучает добро. (Доброе утро, Матвей…)

 Сегодня нас ждёт необычное путешествие! Послушайте, эти звуки (фонограмма звуков моря). Это звуки моря. Если наше путешествие связано с морем, значит оно какое? (Морское) Ну, а на чём же мы будем путешествовать вы мне подскажите отгадав загадку:

По морю большой плывёт,

Капитан его ведёт. Это…(корабль)

Правильно, ребята.

Капитан управляет кораблём, люди, которые путешествуют  на корабле называются…(пассажиры), ну а кто же помогает капитану? (матросы). Чтобы стать настоящими моряками нужно очень много уметь и знать и правильно произносить в словах и в предложениях звук Р. Согласны? Но прежде всего нам нужна форма моряков.(капитану-головной убор, матросам – воротники). И если вы сейчас назовёте мне водный транспорт, то получите форму настоящих моряков.

Дети отвечают (корабль, катер, пароход, катамаран, лайнер, гидроцикл)

 Молодцы! Ребята перед вами на столах лежат перфокарты . Если есть в слове звук Р-определите, где он находится(начало слова, середина или конец слова. Для этого возьмите фломастер и заштрихуйте нужный квадрат. (логопед показывает на примере слова «баржа»). Молодцы, все справились с заданием. Определили место звука в слове. Вы –настоящие моряки и получаете  за это форму!

Давайте сейчас с вами построим  свой корабль. (Артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики)

Сначала перед дорожкой попьём чаю с вареньем

(Упражнение «Вкусное варенье» Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю, а затем нижнюю губу по кругу.).

Теперь берём длинные, гибкие доски для постройки корабля (Упражнение «Качели» Рот открыть, как при произношении звука «а». Языком тянуться к носу(раз) и к подбородку (два)).

Проверим доски на прочность (Упражнение «Индюк»

 Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы - как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болобочет). 

Сколачиваем их прочными гвоздями (Упражнение «Барабанщик» Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка по верхним альвеолам, многократно и отчетливо произнося звук, напоминающий английский звук д: дд. Сначала звук «д» произносить медленно, постепенно убыстрять темп. ).

(все движения языка, сопровождаются движениями кисти правой руки)

Посмотрите, ребята, какой замечательный корабль у нас получился.

Молодцы, ребята! Занимайте места на корабле, отправляемся в путешествие.

Поднимем якорь. Цепь тяжелая, гремит громко: р-р-р. Как гремит цепь?

Полный вперед!

Л.:Моряки должны быть смелыми, выносливыми, чтобы не смог их напугать ни один шторм .А для этого нужно обязательно делать гимнастику.(Логопед раздаёт детям мячики су-джок)

Пальчиковая гимнастика «Подводный мир»

Посмотри скорей вокруг!

Что ты видишь, милый друг.

(Дети катают Су-Джок между ладонями)

Здесь прозрачная вода, плывет морской конек сюда,

Вот медуза, вот кальмар, это рыба шар.

А вот расправив восемь ног,

Гостей встречает осьминог.

(Поочередно одевает колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки).

Какие вы молодцы!

(Дыхательные упражнения по методике Стрельниковой)

Логопед: на море дует ветерок, летают птицы. Какие птицы чаще всего встречаются на морских просторах? Верно, это чайки. Давайте, представим как над нами пролетают эти птицы. (Дети берут в руки фигурки чаек на ниточке)

-Мы вдыхаем морской воздух (ароматерапия+ музыкатерапия)

«Морской воздух наполнен разными запахами. Морской  воздух бывает разным. Сейчас он теплый, спокойный (Дует длительный и плавный ветерок)  А вдруг подул холодный ,сильный ветер, настоящий уроган .(Как ветер подул, давайте покажем.) Вдруг ураган стихает, и мы превращаемся в легкий теплый нежный ветерок».

Л: Смотрите, чайка принесла нам послание. Давайте прочитаем!

Ребята это видеопослание из Солнечной страны и карта?

(видеообращение золотой рыбки  и карта)

Ребята, давайте поможем рыбке?

(Характеристика звука)

Скажите, а с какого звука начинается слово «Рыбка» ? (со звука «Р») Поэтому в пути мы с вами должны правильно произносить звук «Р». И пока мы с вами правильно не произнесем его- ворота в Солнечную страну для нас закрыты. Расскажите, как мы произносим звук « Р».

-Что делают губы? (чуть открыты)

-Зубы? (чуть раздвинуты)

-Язык? (дрожит наверху)

(Массаж каменными, стеклянными камешками марлбс, морской солью.)

Л.:Скажите, а при письме звук Р превращается в какую букву?(Букву Р).Давайте из камней и ракушек выложим букву Р на морской соли.(Логопед вместе с детьми выкладывают из камней, ракушек, марлбс букву Р ).

Еще раз все хором произнесем звук Р. И по очереди (индивидуальный контроль и коррекция). Все правильно, ворота откройтесь!

Ворота распахнулись.

-Молодцы, путь открыт, занимайте свои места,плывём дальше!Но не забудьте при этом правильно произносить звук Р.

Звучит музыка.

Логопед:   Повторяйте за мной движения   (дети выполняют           движения, проговаривая слова)

Физминутка

На кораблике своём                       крутят руками штурвал

Дружно по морю плывём.

Здесь волна и там волна,               смотрят вдаль в «бинокль»                                                                                                                                                  

Не нужна нам тишина.                  топают ногами                          

Много умненьких ребят                повороты вправо и влево

Всем помочь они  хотят.               хлопают в ладоши

Логопед:

(смотрит в бинокль)

Внимание, моряки! Мы приближаемся к коралловым рифам! Мы сможем обойти их только если назовем недостающее по смыслу слово, однокоренное слову РЫБА.

Фонематическая игра «Рыбки»

Плавники у нас росли бы,

Мы бы плавали, как … (рыбы)

Я б хвостом махала гибким

И резвилась, словно … (рыбка)

Вот с крючка срывает крошки

Очень мелкая … (рыбешка)

Молодцы! Выполнили  задание. Вот и первая золотинка.

Логопед: Внимание, матросы! Прямо по курсу остров «Поэзии». Посмотрите, на берегу острова растет необычная пальма. На ней растут не кокосы, а картинки. Чтобы попасть в залив красивой и правильной речи, необходимо прочитать стихотворение, строки который  спрятаны  в картинках!( за выполнение задания – золотинка).Выполняют занятие с мнемотаблицей.

Ребята, впереди ледяной  айсберг! Он в каких-то тёмных пятнах. Давайте очистим его,  и может он уступит нам дорогу.

(на пятнах написаны логические задачи, дети разгадывают их)

Логические задачи

1.В рыбьем царстве к осетру
Приплывают по утру
Три молоденькие щучки,
Чтоб ему почистить щечки,
А четыре чебака
Моют брюхо и бока.
Посчитай-ка, детвора,
Сколько слуг у осетра?
(7)

2.Семь гусей пустились в путь. 
Два решили отдохнуть.
Сколько их под облаками?
Сосчитайте, дети, сами.
(5)

3.Подогрела чайка чайник,
Пригласила девять чаек,
"Приходите все на чай!"
Сколько чаек, отвечай!

(10)

-Ну вот,  все задачи решены и айсберг растаял.

(получают золотинку)

Логопед: Наше путешествие продолжается и впереди нас ждёт с вами остров ТВОРЧЕСТВА.

Ребята посмотрите цветущий остров. Отгадав кроссворд , узнаем с каким видом творчества мы познакомимся.

(ответы вписывают в кроссворд)

На окне, на полке
Выросли иголки
Да цветки атласные -
Алые и красные.

Кактус

В саду есть петушок -
Лиловый гребешок,
А хвостик - боевой,
Сабелькой кривой

И рис

Белые горошки
На зелёной ножке.

Ландыш

Все знакомы с нами:
Яркие, как пламя,
Мы однофамильцы
С мелкими гвоздями.
Полюбуйтесь дикими
Алыми ...

Гвоздики

 Ключевое слово из первых букв отгадок

КВИЛЛИНГ

Ребята , квиллинг — это создание необычайно красивых предметов из полосок бумаги, путем её накручивания. Аппликация «Золотая рыбка» .

Давайте приклеим нашей рыбке её золотинки.

Пока мы занимались творчеством, мы уже оказались в заливе правильной и красивой речи. ( Видеообращение рыбки детям со словами благодарности и в подарок волшебный сундук с сокровищами) А вот и волшебный сундук! Давайте откроем его! В сундуке – сокровища. Логопед раздаёт подарки детям и гостям.

Логопед: Дорогие мои матросы! А как вы думаете, какое настоящее сокровище есть у людей? Когда они помогают друг другу, приходят на помощь? Верно, это – ДРУЖБА! (дети достают со дна сундука плакат с этим словом) Вот настоящее сокровище не только для матросов, но и для всех людей!

Вот и подошло к концу наше морское путешествие!Что вам больше всего запомнилось в нём ? Вы показали себя, ребята, настоящими моряками! Справились со всеми заданиями!

(Рефлексия занятия)

И если вам понравилось это путешествие прикрепите золотую рыбку, а если нет – фиолетовую.

Спасибо, вам, ребята, за то, что помогали мне в этом путешествии, без вас я бы не справилась не с одним испытанием. Желаю вам красивой и правильной речи!!!

 Презентация к занятию

Категория: Конспекты занятий учителя-логопеда, сценарии праздников, семинаров, мастер-классов.. | Добавил: dundukova88 (06.01.2017)
Просмотров: 2442 | Рейтинг: 4.0/2
Всего комментариев: 0
avatar