Разработан и вступил в силу Федеральный Государственный образовательный
стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Эти изменения были необходимы в
связи с пониманием важности именно дошкольного образования для дальнейшего
успешного развития и обучения каждого ребенка, обеспечения качественного
образования детей дошкольного возраста.
На этапе завершения дошкольного образования ребенок должен хорошо владеть
устной речью, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желания,
выделять звуки в словах. Речевое развитие по-прежнему остается наиболее
актуальным в дошкольном возрасте.
Программные материалы стали сложнее, а желание детей учиться все меньше и
меньше. Современный мир насыщен новейшими технологиями, дети живут в мощном
потоке информации, где живое общение заменяется общением с компьютером и
телевизором, планшетом или телефоном.
Поэтому развитие речи становится все более актуальной проблемой.Говорить
умеют почти все, но говорят правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с
другими, мы пользуемся речью как средством передачи своих мыслей. Речь для нас
является одной из главных потребностей и функций человека. Именно речь отличает
человека от других представителей живого мира. Именно через общение с другими
людьми человек реализует себя как личность.
Судить о начале развития личности ребѐнка дошкольного возраста без оценки
его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребѐнка речь имеет
исключительное значение.
Речь является одной из важнейших психических функций человека и сложной
функциональной системой, в основе которой лежит использование знаковой системы
языка в процессе общения. Речевое общение создает необходимые условия
для развития различных форм деятельности. Овладение ребенком речью
способствует осознанию, планированию и регуляцией его поведения.
Мы все прекрасно знаем, что хорошо развитая речь ребенка дошкольного
возраста является важным условием успешного обучения в школе.
На сегодняшний день в арсенале педагогов имеется обширный практический
материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию
ребенка. Одним из эффективных методов развития речи детей дошкольного
возраста, является песочная терапия. Песочная терапия (sand – play) – игра с
песком как способ развития речи ребѐнка.
Хотелось бы процитировать К. Д. Ушинского
«Наилучшая для малыша та игрушка, которую он может заставить по-разному
изменяться; для маленьких детей наилучшая игрушка – это куча песка».
Песочная терапия – одна из разновидностей игровой терапии.
Принцип «терапии песком» был предложен Карлом Густавом Юнгом, основателем
аналитической терапии. Игра с песком как консультативная методика была описана
английским педиатром Маргарет Ловенфельд. Формированием концепции «песочной
терапии»(sand-play) занимались, в основном, представители юнгианской школы.
Например, швейцарский аналитик Дора Калфф.
Большой вклад в развитие «песочной терапии» внесли отечественные педагоги -Санкт – Петербургского Института специальной педагогики и психологии, которые
являются авторами ряда книг по данной теме – Грабенко Татьяна Михайловна,
Зинкевич-Евстигнеева Татьяна Дмитриевна. «Чудеса на песке. Песочная
игротерапия», Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. «Игры в сказкотерапии»,
Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Нисневич Л. А. «Как помочь "особому" ребенку»,
Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке: Практикум
по песочной терапии».
Естественная потребность ребенка играть с песком, определяет возможности
использовать песочницу в своей работе не только психологу, логопеду, но и
воспитателю. Помимо общепринятых направлений в работе для развития речи
детеймы используем на занятиях элементы песочной терапии.
Частичный перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает
больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные
формы обучения:
• Во-первых, существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое,
экспериментировать и работать самостоятельно.
• Во-вторых, в песочнице развивается тактильная чувствительность как
основа «ручного интеллекта».
• В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все
познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, а также речь и
моторика.
• В-четвертых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в
дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных
навыков ребенка.
Игры с песком способствуют: (фото детей)
- развитию речевого дыхания;
- развитию мелкой моторики рук;
- развитию связной речи; обучению рассказыванию;
- подготовке к обучению грамоте.
Все игры, с использованием песочной терапии, делятся на три направления:
Обучающие игры направлены на развитие тактильно-кинестетической
чувствительности и мелкой моторики рук. А главное ребенок говорит о своих
ощущениях, тем самым спонтанно развивается его речь, словарный
запас, развивается восприятие различного темпа речи, развивается высота и сила
голоса, дыхание, внимание и память, фонематический слух. Идет подготовка к
обучение письму и чтению.
Познавательные игры, с их помощью мы помогаем познавать многогранность
нашего мира.
Проективные игры, с их помощью мы осуществляем мониторинг, и развитие
ребенка.
Игры с песком можно использовать, как индивидуальную работу (дополнительная
услуга «Волшебный мир песка, так и подгрупповую на ООД)
В песочной терапии используем такие материалы как:
«Центр песка» 1-стол воспитателя и 6 столов для детей. Используем
разнообразный дидактический материал. Мультимедийный экран, проектор,
вебкамера.
Работа по развитию речи у детей строится на годовом плане, она предполагает
3 этапа:
1 этап:
Знакомство с песочной страной
Цели:
• пробуждение интереса к занятиям с песком;
• знакомство детей с правилами поведения в песочнице.
• развитие моторики рук, тонких тактильных ощущений
Перед тем, как начать играть с песком, необходимо проговорить с детьми правила
игры в песочнице.
На этом этапе проводятся упражнения и игры на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук.
Обычно используются игры, которые предлагают Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева и Т.
М. Грабенко в "Практикуме по креативной терапии":
«Здравствуй песочек» (фото)
Более подробно вам расскажет учитель-логопед.
Эти незатейливые упражнения на самом деле обладают огромным значением
для развития детей.
• Во-первых, взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние.
• Во-вторых, наряду с развитием кинестетической чувствительности и мелкой
моторики, дети прислушиваются к себе и проговаривают свои ощущения. А это
способствует развитию речи, обогащению словаря, развитию произвольного
внимания и памяти.
Путешествие по песочной стране
Цели:
• развитие познавательных процессов;
• развитие речи, памяти, мышления;
• совершенствование координации движений, мелкой моторики, ориентации в
пространстве.
2 этап:
На этом этапе проводятся следующие упражнения и игры:
«Дорисовывание фигур до предметов»
Цель: развитие познавательных процессов; развитие речи, памяти, мышления;
совершенствование координации движений, мелкой моторики, ориентации в
пространстве.
«Преврати букву»
Цель: развитие познавательных процессов; развитие речи, мышления;
совершенствование координации движений, мелкой моторики, ориентации в
пространстве.
«Угадай на ощупь», «Заборчики» «Норки для мышки» «Узоры на песке»
«Рисуем дорожки»
Цель: развитие графомоторных навыков.
3 этап:
В царстве песочной грамоты
Цели:
• развитие дыхания;
• развитие артикуляции;
• развитие связной речи детей, обучение рассказыванию
• проговаривание действий с песком
Самое главное преимущество данного метода – это ее универсальность.
Во- первых, данный вид работы имеет развивающую функцию и заинтересует
самого неусидчивого, активного ребенка, то есть повышается мотивация ребенка к
выполнению заданий. Во-вторых, в песочнице мощно развивается тактильная
чувствительность как основа «ручного интеллекта». В-третьих, в играх с песком
более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции
(восприятие, внимание, память, мышление, а также речь и моторика. В-четвертых,
совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем
способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.
И конечно речевому развитию детей. И, наконец, песок, как и вода,
способен «заземлять»отрицательную энергию, что особенно актуально в работе
с «особыми» детьми.
Приведем, примеры, нескольких дидактических заданий, которые Также
в песочнице возможны следующие формы работы: – построение из кубиков
различных башен, осваивая при этом понятия: больше – меньше, выше – ниже,
длиннее – короче, и т. д., то есть вс то, что пригодиться в дальнейшем обучении; – с
помощью сказочных персонажей можно решать задачи на сложение, вычитание; –
учиться на ощупь определять, то есть узнавать, цифры, которые спрятались в песке.
В песочнице возможно слияние нескольких процессов обучения в один. Например,
осваивая буквы, можно учиться пересказу или составлению сказки, истории
(сочинение, параллельно решить задачку по математике (герою нужно пройти путь по
ступенькам, а их не хватает до какого-то числа и т. п., тут же надо на песке написать
волшебное слово (навыки письма, чтобы открылись сказочные ворота и т. д.
Немаловажное значение имеет и развитие фантазии ребнка.
Придумывая различные задачки героям, дети не только осваивает знания из раздела
математики, но и будет иметь определнный успех в области литературы, рисования
или любой другой деятельности, которая связана с творчеством. Такие работы мы
проводим в нашем детском саду.
Опыт работы с детьми показал, что использование песочной терапии дает
положительные результаты. Дети чувствуют себя более успешными, Страх, агрессия,
напряжение исчезают, и появляется эмоциональное спокойствие.
|