Главная » Статьи » Конспекты занятий учителя-логопеда, сценарии праздников, семинаров, мастер-классов..

Песочная терапия как эффективный метод развития речи детей дошкольного возраста

Разработан и вступил в силу Федеральный Государственный образовательный 
стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Эти изменения были необходимы в 
связи с пониманием важности именно дошкольного образования для дальнейшего 
успешного развития и обучения каждого ребенка, обеспечения качественного 
образования детей дошкольного возраста.
На этапе завершения дошкольного образования ребенок должен хорошо владеть 
устной речью, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желания, 
выделять звуки в словах. Речевое развитие по-прежнему остается наиболее 
актуальным в дошкольном возрасте.
Программные материалы стали сложнее, а желание детей учиться все меньше и 
меньше. Современный мир насыщен новейшими технологиями, дети живут в мощном 
потоке информации, где живое общение заменяется общением с компьютером и 
телевизором, планшетом или телефоном.
Поэтому развитие речи становится все более актуальной проблемой.Говорить 
умеют почти все, но говорят правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с 
другими, мы пользуемся речью как средством передачи своих мыслей. Речь для нас 
является одной из главных потребностей и функций человека. Именно речь отличает 
человека от других представителей живого мира. Именно через общение с другими 
людьми человек реализует себя как личность.
Судить о начале развития личности ребѐнка дошкольного возраста без оценки 
его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребѐнка речь имеет 
исключительное значение.
Речь является одной из важнейших психических функций человека и сложной 
функциональной системой, в основе которой лежит использование знаковой системы 
языка в процессе общения. Речевое общение создает необходимые условия 
для развития различных форм деятельности. Овладение ребенком речью 
способствует осознанию, планированию и регуляцией его поведения.
Мы все прекрасно знаем, что хорошо развитая речь ребенка дошкольного
возраста является важным условием успешного обучения в школе.
На сегодняшний день в арсенале педагогов имеется обширный практический 
материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию
ребенка. Одним из эффективных методов развития речи детей дошкольного
возраста, является песочная терапия. Песочная терапия (sand – play) – игра с 
песком как способ развития речи ребѐнка.
Хотелось бы процитировать К. Д. Ушинского
«Наилучшая для малыша та игрушка, которую он может заставить по-разному 
изменяться; для маленьких детей наилучшая игрушка – это куча песка».
Песочная терапия – одна из разновидностей игровой терапии. 
Принцип «терапии песком» был предложен Карлом Густавом Юнгом, основателем 
аналитической терапии. Игра с песком как консультативная методика была описана 
английским педиатром Маргарет Ловенфельд. Формированием концепции «песочной
терапии»(sand-play) занимались, в основном, представители юнгианской школы. 
Например, швейцарский аналитик Дора Калфф.
Большой вклад в развитие «песочной терапии» внесли отечественные педагоги -Санкт – Петербургского Института специальной педагогики и психологии, которые 
являются авторами ряда книг по данной теме – Грабенко Татьяна Михайловна, 
Зинкевич-Евстигнеева Татьяна Дмитриевна. «Чудеса на песке. Песочная 
игротерапия», Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. «Игры в сказкотерапии», 
Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Нисневич Л. А. «Как помочь "особому" ребенку», 
Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке: Практикум 
по песочной терапии».
Естественная потребность ребенка играть с песком, определяет возможности 
использовать песочницу в своей работе не только психологу, логопеду, но и 
воспитателю. Помимо общепринятых направлений в работе для развития речи
детеймы используем на занятиях элементы песочной терапии.
Частичный перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает 
больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные 
формы обучения:
• Во-первых, существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, 
экспериментировать и работать самостоятельно.
• Во-вторых, в песочнице развивается тактильная чувствительность как 
основа «ручного интеллекта».
• В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все 
познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, а также речь и 
моторика.
• В-четвертых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в 
дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных 
навыков ребенка.
Игры с песком способствуют: (фото детей)
- развитию речевого дыхания;
- развитию мелкой моторики рук;
- развитию связной речи; обучению рассказыванию;
- подготовке к обучению грамоте.
Все игры, с использованием песочной терапии, делятся на три направления:
Обучающие игры направлены на развитие тактильно-кинестетической 
чувствительности и мелкой моторики рук. А главное ребенок говорит о своих 
ощущениях, тем самым спонтанно развивается его речь, словарный 
запас, развивается восприятие различного темпа речи, развивается высота и сила 
голоса, дыхание, внимание и память, фонематический слух. Идет подготовка к 
обучение письму и чтению.
Познавательные игры, с их помощью мы помогаем познавать многогранность 
нашего мира.
Проективные игры, с их помощью мы осуществляем мониторинг, и развитие
ребенка.
Игры с песком можно использовать, как индивидуальную работу (дополнительная 
услуга «Волшебный мир песка, так и подгрупповую на ООД)
В песочной терапии используем такие материалы как:
«Центр песка» 1-стол воспитателя и 6 столов для детей. Используем 
разнообразный дидактический материал. Мультимедийный экран, проектор, 
вебкамера.
Работа по развитию речи у детей строится на годовом плане, она предполагает 
3 этапа:
1 этап:
Знакомство с песочной страной 
Цели:
• пробуждение интереса к занятиям с песком;
• знакомство детей с правилами поведения в песочнице.
• развитие моторики рук, тонких тактильных ощущений
Перед тем, как начать играть с песком, необходимо проговорить с детьми правила 
игры в песочнице.
На этом этапе проводятся упражнения и игры на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук.
Обычно используются игры, которые предлагают Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева и Т. 
М. Грабенко в "Практикуме по креативной терапии":
«Здравствуй песочек» (фото)
Более подробно вам расскажет учитель-логопед.
Эти незатейливые упражнения на самом деле обладают огромным значением 
для развития детей.
• Во-первых, взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние.
• Во-вторых, наряду с развитием кинестетической чувствительности и мелкой 
моторики, дети прислушиваются к себе и проговаривают свои ощущения. А это 
способствует развитию речи, обогащению словаря, развитию произвольного 
внимания и памяти.
Путешествие по песочной стране
Цели:
• развитие познавательных процессов;
• развитие речи, памяти, мышления;
• совершенствование координации движений, мелкой моторики, ориентации в 
пространстве.
2 этап:
На этом этапе проводятся следующие упражнения и игры:
«Дорисовывание фигур до предметов»
Цель: развитие познавательных процессов; развитие речи, памяти, мышления; 
совершенствование координации движений, мелкой моторики, ориентации в 
пространстве.
«Преврати букву» 
Цель: развитие познавательных процессов; развитие речи, мышления; 
совершенствование координации движений, мелкой моторики, ориентации в 
пространстве.
«Угадай на ощупь», «Заборчики» «Норки для мышки» «Узоры на песке»
«Рисуем дорожки»
Цель: развитие графомоторных навыков.
3 этап:
В царстве песочной грамоты
Цели:
• развитие дыхания;
• развитие артикуляции;
• развитие связной речи детей, обучение рассказыванию
• проговаривание действий с песком
Самое главное преимущество данного метода – это ее универсальность.
Во- первых, данный вид работы имеет развивающую функцию и заинтересует 
самого неусидчивого, активного ребенка, то есть повышается мотивация ребенка к 
выполнению заданий. Во-вторых, в песочнице мощно развивается тактильная 
чувствительность как основа «ручного интеллекта». В-третьих, в играх с песком 
более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции 
(восприятие, внимание, память, мышление, а также речь и моторика. В-четвертых, 
совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем 
способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка. 
И конечно речевому развитию детей. И, наконец, песок, как и вода, 
способен «заземлять»отрицательную энергию, что особенно актуально в работе 
с «особыми» детьми.
Приведем, примеры, нескольких дидактических заданий, которые Также 
в песочнице возможны следующие формы работы: – построение из кубиков 
различных башен, осваивая при этом понятия: больше – меньше, выше – ниже, 
длиннее – короче, и т. д., то есть вс то, что пригодиться в дальнейшем обучении; – с 
помощью сказочных персонажей можно решать задачи на сложение, вычитание; –
учиться на ощупь определять, то есть узнавать, цифры, которые спрятались в песке. 
В песочнице возможно слияние нескольких процессов обучения в один. Например, 
осваивая буквы, можно учиться пересказу или составлению сказки, истории 
(сочинение, параллельно решить задачку по математике (герою нужно пройти путь по 
ступенькам, а их не хватает до какого-то числа и т. п., тут же надо на песке написать 
волшебное слово (навыки письма, чтобы открылись сказочные ворота и т. д. 
Немаловажное значение имеет и развитие фантазии ребнка.
Придумывая различные задачки героям, дети не только осваивает знания из раздела 
математики, но и будет иметь определнный успех в области литературы, рисования 
или любой другой деятельности, которая связана с творчеством. Такие работы мы 
проводим в нашем детском саду.
Опыт работы с детьми показал, что использование песочной терапии дает 
положительные результаты. Дети чувствуют себя более успешными, Страх, агрессия, 
напряжение исчезают, и появляется эмоциональное спокойствие.

Категория: Конспекты занятий учителя-логопеда, сценарии праздников, семинаров, мастер-классов.. | Добавил: dundukova88 (11.07.2020)
Просмотров: 465 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar