ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа кружковой работы по коррекционно-развивающей работе представляет собой систему комплексных занятий на основе программ: «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Т. Б. Филичевой, Т. В. Тумановой, «Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей» Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, «Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием» Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной,«Программа коррекционно-развивающей работы для детей с ОНР» Н. В. Нищевой.
Программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Конвенцией ООН о правах ребёнка. Содержание программы соответствует федеральным государственным образовательным стандартам и требованиям; целям и задачам образовательной программы учреждения.
Данная программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребенка дошкольного возраста с речевой патологией, как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в массовой школе, а также его социализации.
Актуальность. Современная система дошкольного образования предъявляет высокие требования к организации образовательного процесса в дошкольном учреждении. Основной задачей дошкольного учреждения является подготовка ребенка к школе, в том числе к усвоению письменной речи. Формирование звуковой стороны речи рассматривается, как одно из необходимых средств воспитания звуковой культуры и подготовки к школьному овладению письменной формы речи. Готовность к школьному обучению во многом зависит от своевременного преодоления нарушений речи. Детей с речевыми нарушениями рассматривают как группу педагогического риска, потому что их физиологические и психические особенности затрудняют успешное овладение ими учебным материалом в школе. Дети с речевыми нарушениями нуждаются в особой организации коррекционно-логопедической помощи, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны возможностям и индивидуальным особенностям детей.
Актуальность данной программы обусловлена ее практической значимостью и востребованностью данной услуги у родителей. Изучение данной программы поможет детям с нарушением речевого развития осваивать основную общеобразовательную программу; позволит своевременно, то есть еще до поступления в школу помочь детям в преодолении всех трудностей, которые являются причиной возникновения школьной дизадаптации.
Направленность: по содержательной, тематической направленности является социально-педагогической; по функциональному предназначению – учебно-познавательной, по форме организации – подгрупповые занятия.
Цель программы: коррекция нарушений в устной речи воспитанников, в соответствии с уровнем и степенью речевого нарушения: формирование полноценной фонетической системы языка, развитие фонематического восприятия и навыков первоначального звукового анализа и синтеза, развитие связной речи и накопление словарного запаса.
Задачи:
- формировать слуховое внимание, восприятие, умение регулировать силу голоса, правильное звукопроизношение; формировать у детей восприятие речи в процессе произношения слогов, слов и коротких предложений; обогащать и активизировать словарный запас;
- развивать дыхание, голос и мимические мышцы; развивать артикуляционную и пальчиковую моторику; развивать слуховое и зрительное внимание; развивать фонематическое восприятие; развивать связную речь;
- воспитывать умение внимательно вслушиваться в речь педагога;
- воспитывать умение слушать друг друга;
- воспитывать самоконтроль за речью;
- воспитывать чувства сопереживания, взаимоуважения;
- воспитывать у детей аккуратность и умение пользоваться раздаточным материалом.
Возраст детей: 5-7 лет(разновозрастная группа)
Сроки реализации: 1 год.
Формы и режимы занятий: подгрупповое занятие, 1 раз в неделю, продолжительностью 25-30 минут.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.
Дети должны уметь:
- правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;
- четко дифференцировать все изучаемые звуки;
- называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
- находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;
- пользоваться интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов.
Формы подведения итогов реализации программы: выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи.
Логопедическая работа строится с учётом следующих дидактических принципов:
- принцип комплексности, воздействие осуществляется на весь комплекс речевых и неречевых нарушений;
- принцип максимальной опоры на полимодальные афферентации (различные анализаторы, так как формирование высших психических функций представляет сложный процесс организации функциональных систем: зрительной, кинестетической, двигательной;
- принцип опоры на сохранные (интактные) звенья нарушенной функции, поскольку опора на непострадавшие звенья деятельности осуществляется на новых компенсаторных началах;
- принцип поэтапного формирования умственных действий (по П. Я. Гальперину, при котором работа над каждым типом задания проводиться в определённой последовательности;
- принцип учёта зоны ближайшего развития (по Л. С. Выготскому, при котором выполнение задания возможно с дозированной помощью со стороны учителя-логопеда;
- принцип усложнения материала, с постепенным включением трудностей в логопедическую работу;
- принцип учета объема и степени разнообразия материала, во время реализации программы необходимо переходить к новому материалу после сформированности того или иного умения;
- принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей согласует требования психического и личностного развития ребенка возрастной норме; учет уровня речевого развития каждого ребенка;
- принцип учета эмоциональной сложности материала, чтобы проводимые игры, упражнения, предъявляемый материал создавали благоприятный эмоциональный фон;
- принцип динамичности – сбалансированный охват всех сторон речи ребенка (произношение, словарь, грамматический строй речи, связная речь и т. д.);
- принцип сотрудничества – создание атмосферы доброжелательности, эмоциональной раскрепощенности в коллективе детей, осознанное отношение педагогов и родителей к полноценному речевому развитию детей, взаимодействие детского сада и семьи.
.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ
Сентябрь
Тема : Мелкая моторика
Содержание работы:
- Запомнить названия пальцев рук.
- Освоить различные движения пальцами рук.
- Сопровождать пальчиковые упражнения стихотворными текстами (Т. Ткаченко, И. Лопухина)
- Пальчиковая игра "Это я, большой пальчик:".
- Игра "Собери бусинки в нужные коробочки".
- Пальчиковый театр.
Октябрь
Тема : Артикуляционный аппарат
Содержание работы:
- Развивать подвижность артикуляционного аппарата.
- Уметь расслаблять язык.
- Чередовать движения губ и языка.
- Отрабатывать активные, чёткие движения губ и языка . Сказка "Как язычок ходил гулять в лес".
- Игра "А у нас, а у нас…".
Ноябрь
Тема : Речевое дыхание
Содержание работы:
- Учиться правильному речевому дыханию, вдох (носом, выдох (ртом).
- Отрабатывать силу голоса.
- Формировать целенаправленную и сильную воздушную струю. Игры для развития дыхания "Ветерок", "Загони ватный шарик в ворота".
- Игра "Запомни и громко, чётко повтори ряд гласных звуков".
- Упражнения: подуй на снежинку, поиграй на губной гармошке.
Декабрь
Тема: Слуховое внимание, слуховое восприятие и слуховая память
Содержание работы:
- Выполнение различных словесных (2-х, 3-х, 4-х ступенчатых) инструкций.
- Угадывание предметов по загадке-описанию.
- Выполнение действий только при определённом, заданном условии. Игра "Подбери словечко" (завершение стиха в рифму).
- Загадки-обманки (выбрать правильный вариант по картинке, относится ли к её содержанию каждое услышанное слово).
- Игра с правилами - просьба, покажи, бывает не бывает.
Январь
Тема : Фонематический слух.
Содержание работы:
- Развитие фонематического восприятия на материале правильно произносимых звуков.
- Повторение цепочки слогов с легко произносимыми согласными звуками.
- Повторение 3-4 похожих по звучанию слов, чёткое их произношение. Игра "Повтори сочетание звуков, при их чёткой артикуляции".
- Игра"Рифмовки- незаконченные, рифмовки- перепутанки, рифмовки-трудноговорки"
- Игра "Запомни и повтори".
Февраль
Тема : Словарный запас.
Содержание работы:
- Уточнение названий геометрических фигур и цвета.
- Обобщение слов, синонимы, антонимы, части и целое.
- Игра-инсценировка "Кто лишний и почему".
- Беседа с демонстрацией картинок по теме.
Март
Тема : Связная речь
Содержание работы:
- Составление рассказа-описания по наглядному образцу.
- Составление рассказа по сюжетной картине.
- Пересказ сказок и простых текстов по серии картинок.
- Заучивание стихотворений, скороговорок, чистоговорок, загадок.
- Составление рассказа на материале собственного опыта. Индивидуальное рассказывание, описание картин.
- Рассказывание по ролям.
- Прослушивание сказок и текстов. Индивидуальное рассказывание, описание картин.
- Рассказывание по ролям.
- Прослушивание сказок и текстов.
Апрель
Тема : Автоматизация и дифференциация поставленных звуков в речи.
Содержание работы:
- Правильное проговаривание звуков:
- Изолированно;
- В слогах (прямых, обратных, стечениях);
- В словах;
- В словосочетаниях;
- В предложениях, скороговорках;
- В стихотворных текстах;
- В связной речи. Игра "Повтори правильно звук".
- Запомни и повтори ряд слогов.
- Задание - подбери к заданным словам картинки и скажи правильно.
- Заучивание и рассказывание стихов, потешек, скороговорок.
Май
Тема: Повторение пройденного материала
Содержание работы:
- Повторение и закрепление изученного материала
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Условия реализации программы.
Характеристика помещения: кабинет учителя-логопеда
Перечень оборудования и материалов: дидактические игры, наглядные пособия, картинки, карточки для выполнения артикуляционной гимнастики, игры и игрушки для развития мелкой моторики.
Руководитель: учитель-логопед 1 кв. категории Дундукова Т.В.
Методическое обеспечение программы.
В работе используются методы:
- практические (артикуляционные упражнения и дидактические игры);
- наглядные (карточки, рисунки, игрушки, различные атрибуты);
- словесные (беседа, рассказ, пояснение, объяснение, вопросы).
Формы и подведение итогов: Развлечение для детей « Здравствуй, страна Звукляндия ! »
|