Главная » Статьи » Конспекты занятий учителя-логопеда, сценарии праздников, семинаров, мастер-классов..

ПРОГРАММА логопедического кружка «Страна Звукляндия»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа кружковой работы по коррекционно-развивающей работе представляет собой систему комплексных занятий на основе программ: «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Т. Б. Филичевой, Т. В. Тумановой, «Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей» Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, «Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием» Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной,«Программа коррекционно-развивающей работы для детей с ОНР» Н. В. Нищевой.

Программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Конвенцией ООН о правах ребёнка. Содержание программы соответствует федеральным государственным образовательным стандартам и требованиям; целям и задачам образовательной программы учреждения.

Данная программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребенка дошкольного возраста с речевой патологией, как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в массовой школе, а также его социализации.

Актуальность. Современная система дошкольного образования предъявляет высокие требования к организации образовательного процесса в дошкольном учреждении. Основной задачей дошкольного учреждения является подготовка ребенка к школе, в том числе к усвоению письменной речи. Формирование звуковой стороны речи рассматривается, как одно из необходимых средств воспитания звуковой культуры и подготовки к школьному овладению письменной формы речи. Готовность к школьному обучению во многом зависит от своевременного преодоления нарушений речи. Детей с речевыми нарушениями рассматривают как группу педагогического риска, потому что их физиологические и психические особенности затрудняют успешное овладение ими учебным материалом в школе. Дети с речевыми нарушениями нуждаются в особой организации коррекционно-логопедической помощи, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны возможностям и индивидуальным особенностям детей.

Актуальность данной программы обусловлена ее практической значимостью и востребованностью данной услуги у родителей. Изучение данной программы поможет детям с нарушением речевого развития осваивать основную общеобразовательную программу; позволит своевременно, то есть еще до поступления в школу помочь детям в преодолении всех трудностей, которые являются причиной возникновения школьной дизадаптации.

Направленность: по содержательной, тематической направленности является социально-педагогической; по функциональному предназначению – учебно-познавательной, по форме организации – подгрупповые занятия.

Цель программы: коррекция нарушений в устной речи воспитанников, в соответствии с уровнем и степенью речевого нарушения: формирование полноценной фонетической системы языка, развитие фонематического восприятия и навыков первоначального звукового анализа и синтеза, развитие связной речи и накопление словарного запаса.

Задачи:

  • формировать слуховое внимание, восприятие, умение регулировать силу голоса, правильное звукопроизношение; формировать у детей восприятие речи в процессе произношения слогов, слов и коротких предложений; обогащать и активизировать словарный запас;
  • развивать дыхание, голос и мимические мышцы; развивать артикуляционную и пальчиковую моторику; развивать слуховое и зрительное внимание; развивать фонематическое восприятие; развивать связную речь;
  • воспитывать умение внимательно вслушиваться в речь педагога;
  • воспитывать умение слушать друг друга;
  • воспитывать самоконтроль за речью;
  • воспитывать чувства сопереживания, взаимоуважения;
  • воспитывать у детей аккуратность и умение пользоваться раздаточным материалом.

Возраст детей: 5-7 лет(разновозрастная группа)

Сроки реализации: 1 год.

Формы и режимы занятий: подгрупповое занятие, 1 раз в неделю, продолжительностью 25-30 минут.

 

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.

 

Дети должны уметь:

  1. правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;
  2. четко дифференцировать все изучаемые звуки;
  3. называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
  4. находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;
  5. пользоваться интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов.

Формы подведения итогов реализации программы: выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи.

Логопедическая работа строится с учётом следующих дидактических принципов:

  • принцип комплексности, воздействие осуществляется на весь комплекс речевых и неречевых нарушений;
  • принцип максимальной опоры на полимодальные афферентации (различные анализаторы, так как формирование высших психических функций представляет сложный процесс организации функциональных систем: зрительной, кинестетической, двигательной;
  • принцип опоры на сохранные (интактные) звенья нарушенной функции, поскольку опора на непострадавшие звенья деятельности осуществляется на новых компенсаторных началах;
  • принцип поэтапного формирования умственных действий (по П. Я. Гальперину, при котором работа над каждым типом задания проводиться в определённой последовательности;
  • принцип учёта зоны ближайшего развития (по Л. С. Выготскому, при котором выполнение задания возможно с дозированной помощью со стороны учителя-логопеда;
  • принцип усложнения материала, с постепенным включением трудностей в логопедическую работу;
  • принцип учета объема и степени разнообразия материала, во время реализации программы необходимо переходить к новому материалу после сформированности того или иного умения;
  • принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей согласует требования психического и личностного развития ребенка возрастной норме; учет уровня речевого развития каждого ребенка;
  • принцип учета эмоциональной сложности материала, чтобы проводимые игры, упражнения, предъявляемый материал создавали благоприятный эмоциональный фон;
  • принцип динамичности – сбалансированный охват всех сторон речи ребенка (произношение, словарь, грамматический строй речи, связная речь и т. д.);
  • принцип сотрудничества – создание атмосферы доброжелательности, эмоциональной раскрепощенности в коллективе детей, осознанное отношение педагогов и родителей к полноценному речевому развитию детей, взаимодействие детского сада и семьи.

.

 

 

 

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ

Сентябрь

Тема : Мелкая моторика

Содержание работы:

  • Запомнить названия пальцев рук.
  • Освоить различные движения пальцами рук.
  • Сопровождать пальчиковые упражнения стихотворными текстами (Т. Ткаченко, И. Лопухина)
  • Пальчиковая игра "Это я, большой пальчик:".
  • Игра "Собери бусинки в нужные коробочки".
  • Пальчиковый театр.

Октябрь

Тема : Артикуляционный аппарат

Содержание работы:

  • Развивать подвижность артикуляционного аппарата.
  • Уметь расслаблять язык.
  • Чередовать движения губ и языка.
  • Отрабатывать активные, чёткие движения губ и языка . Сказка "Как язычок ходил гулять в лес".
  • Игра "А у нас, а у нас…".

Ноябрь

Тема : Речевое дыхание

Содержание работы:

  • Учиться правильному речевому дыханию, вдох (носом, выдох (ртом).
  • Отрабатывать силу голоса.
  • Формировать целенаправленную и сильную воздушную струю. Игры для развития дыхания "Ветерок", "Загони ватный шарик в ворота".
  • Игра "Запомни и громко, чётко повтори ряд гласных звуков".
  • Упражнения: подуй на снежинку, поиграй на губной гармошке.

Декабрь

Тема: Слуховое внимание, слуховое восприятие и слуховая память

Содержание работы:

 

 

  • Выполнение различных словесных (2-х, 3-х, 4-х ступенчатых) инструкций.
  • Угадывание предметов по загадке-описанию.
  • Выполнение действий только при определённом, заданном условии. Игра "Подбери словечко" (завершение стиха в рифму).
  • Загадки-обманки (выбрать правильный вариант по картинке, относится ли к её содержанию каждое услышанное слово).
  • Игра с правилами - просьба, покажи, бывает не бывает.

Январь

Тема : Фонематический слух.

Содержание работы:

  • Развитие фонематического восприятия на материале правильно произносимых звуков.
  • Повторение цепочки слогов с легко произносимыми согласными звуками.
  • Повторение 3-4 похожих по звучанию слов, чёткое их произношение. Игра "Повтори сочетание звуков, при их чёткой артикуляции".
  • Игра"Рифмовки- незаконченные, рифмовки- перепутанки, рифмовки-трудноговорки"
  • Игра "Запомни и повтори".

Февраль

Тема : Словарный запас.

Содержание работы:

  • Уточнение названий геометрических фигур и цвета.
  • Обобщение слов, синонимы, антонимы, части и целое.
  • Игра-инсценировка "Кто лишний и почему".
  • Беседа с демонстрацией картинок по теме.

Март

Тема : Связная речь

Содержание работы:

  • Составление рассказа-описания по наглядному образцу.
  • Составление рассказа по сюжетной картине.
  • Пересказ сказок и простых текстов по серии картинок.
  • Заучивание стихотворений, скороговорок, чистоговорок, загадок.
  • Составление рассказа на материале собственного опыта. Индивидуальное рассказывание, описание картин.
  • Рассказывание по ролям.
  • Прослушивание сказок и текстов. Индивидуальное рассказывание, описание картин.
  • Рассказывание по ролям.
  • Прослушивание сказок и текстов.

Апрель

Тема : Автоматизация и дифференциация поставленных звуков в речи.

Содержание работы:

  1. Правильное проговаривание звуков:
  • Изолированно;
  • В слогах (прямых, обратных, стечениях);
  • В словах;
  • В словосочетаниях;
  • В предложениях, скороговорках;
  • В стихотворных текстах;
  • В связной речи. Игра "Повтори правильно звук".
  1. Запомни и повтори ряд слогов.
  2. Задание - подбери к заданным словам картинки и скажи правильно.
  3. Заучивание и рассказывание стихов, потешек, скороговорок.

Май

Тема: Повторение пройденного материала

Содержание работы:

  • Повторение и закрепление изученного материала

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Условия реализации программы.

Характеристика помещения: кабинет учителя-логопеда

Перечень оборудования и материалов: дидактические игры, наглядные пособия, картинки, карточки для выполнения артикуляционной гимнастики, игры и игрушки для развития мелкой моторики.

Руководитель: учитель-логопед 1 кв. категории Дундукова Т.В.

Методическое обеспечение программы.

В работе используются методы:

  • практические (артикуляционные упражнения и дидактические игры);
  • наглядные (карточки, рисунки, игрушки, различные атрибуты);
  • словесные (беседа, рассказ, пояснение, объяснение, вопросы).

Формы и подведение итогов: Развлечение для детей « Здравствуй, страна Звукляндия ! »

 

 

 

 

Категория: Конспекты занятий учителя-логопеда, сценарии праздников, семинаров, мастер-классов.. | Добавил: dundukova88 (13.08.2018)
Просмотров: 667 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar