Главная » Статьи » Конспекты занятий учителя-логопеда, сценарии праздников, семинаров, мастер-классов..

"Требования к речи будущих первоклассников"

Требования к речи первоклассника

 

Адаптация к школьным условиям - довольно сложный период в жизни каждого ребенка. Одной из причин школьной дезадаптации может стать недостаточная речевая готовность к обучению в школе.

Для успешного овладения чтением и письмом у детей должны быть сформированы следующие компоненты речи:

  1. Умение слушать и слышать других.
  2. Звуковая сторона речи:
  • правильно произносить все звуки речи;
  • четко и внятно произносить слова и фразы со сложной звуковой и слоговой структуры слова:аквариум, сковорода; Регулировщик регулирует движение.
  • говорить громко или тихо, или даже шепотом, в зависимости от ситуации;
  • изменять темп речи с учетом содержания высказывания.
  1. Функции языкового анализа:
  • делить предложения на слова, слова на слоги;
  • уметь выделять все звуки в словах;определять количество и последовательность звуков в слове, позицию звука в слове (начало, середина, конец);
  1. Лексическая сторона речи (Словарный запас):
  • точно подбирать слова;
  • ясно выражать свои мысли, связывая различные факты в единое целое;
  • дифференцировать обозначения предметов: легковой автомобиль, грузовой автомобиль; наземный, воздушный, подземный, водный транспорт;
  • употреблять сложные слова: водопад, пылесос;
  • пользоваться эпитетами: чарующая, чудная весна; волшебница – зима;
  • подбирать метафоры: Снег – белое одеяло. Солнце – золотой шар;
  • использовать слова и фразы с переносным значением: шепчет листва, ударил мороз; плачет дождь;
  • подбирать синонимы: радость – веселье, говорить – беседовать;

5.Грамматическая сторона речи:

а) Навыки словоизменения

  • изменять существительные по падежам и числам:

Игра «Один – много»

Один мальчик – много…(мальчиков).

Одна девочка – много…(девочек).

Одна вишня – много…(вишен).

  • употреблять различные предлоги;
  • согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже: большой помидор, зеленое ведро, красная роза;
  • согласовывать существительные с числительными: одна вишня, четыре вишни, восемь вишен;
  • правильно употреблять глаголы: идет, идут; бежит, бегут;

б) Навыки словообразования

  • образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных и увеличительных суффиксов:

Игра «Назови ласково» (стул – стульчик, трава – травка, лист – листик)

  • образовывать глаголы с помощью приставок:шёл – ушёл, пошёл, зашёл, дошёл, прошёл;
  • образовывать название детенышей животных:

Игра «Назови детенышей животных»

У волка –волчонок, волчата.

У медведя – медвежонок, медвежата.

У зайца – зайчонок, зайчата.

  • образовывать относительные и притяжательные прилагательные от существительных:

   Игра «Какое варенье?» (сливовое, яблочное, клубничное)

   Игра «Чей хвост?» (заячий, лисий, волчий)

  1. Речевая коммуникация:
  • должен быть достаточно активен в общении,
  • уметь слушать и понимать речь,
  • легко входить в контакт с детьми и взрослыми, строить общение с учетом ситуации,
  • ясно и последовательно выражать свои мысли,
  • пользоваться формами речевого этикета.
  1. Связная речь:
  • должен последовательно, точно пересказывать содержание сказки, рассказа;
  • правильно описывать окружающие предметы, некоторые явления окружающей действительности.
  • Составлять рассказы по картинкам, по серии сюжетных картинок.

Таким образом, хорошо развитая речь первоклассника служит средством успешного обучения в школе. Основная задача взрослых —обратить внимание на различные нарушения устной речи ребенка, чтобы вовремя начать логопедическую работу с ним, предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе.

Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше ее результат!

Категория: Конспекты занятий учителя-логопеда, сценарии праздников, семинаров, мастер-классов.. | Добавил: dundukova88 (20.04.2023)
Просмотров: 36 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar