Главная » Статьи » Конспекты занятий учителя-логопеда, сценарии праздников, семинаров, мастер-классов..

"В гостях у сказки"

Актуальность

“Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он засушенный цветок”.

 Сухомлинский В.А. 

          В последние годы наблюдается рост числа дошкольников с нарушениями речевого развития. В связи с гуманизацией образования и разработкой принципов личностно - ориентированного подхода к процессу воспитания, обучения и развития детей основной целью деятельности педагогических работников становится полноценное развитие личности ребенка. Задачи логопедической работы сводятся к социальной адаптации и интеграции ребенка, имеющего речевое нарушение, в среду нормально развивающихся сверстников.           Современные специалисты в поиске эффективных средств коррекции для ребенка с различными отклонениями все больше ориентируются на использование механизма воздействия сказки, которое оказывает значительное коррекционное влияние, комплексно воздействуя на детей.           

           В науке существует концепция сказкотерапии, разработанная зарубежными (Э. Фромм, Э. Берн, Э. Гарднер, АК Менегетти)  и российскими

 ( Е.Лисина, Е.Петрова, Р.Азовцева, М. Осорина, Т. Зинкевич-Евстигнеева)  учеными. Через сказку ребенок может понять законы мира, в котором он родился и живет. Живой и выразительный язык сказки, особенно народной, изобилует меткими, остроумными эпитетами, смысловой поэтикой. Ни в каких других произведениях, кроме народных, вы не найдете такого идеального расположения труднопроизносимых звуков, которые, благодаря образной трактовке, без затруднений воспроизводятся маленькими слушателями. Сказка выполняет исключительно важные речевые и коммуникативные функции:  лексико-образную, поскольку формирует языковую культуру личности;  активизирует и развивает внутреннюю слухоречевую память ребенка. При слушании и чтении сказок происходит интериоризация вербально-знаковых форм сказок.   При пересказе, драматизации — становление речевой культуры;  развиваются основные языковые функции - экспрессивная (вербально-образный компонент речи) и коммуникативная (способность к общению, пониманию, диалогу). Сказка выполняет развивающую и терапевтическую функции, поскольку имеет психотерапевтический эффект.

Гипотеза проекта - приёмы  сказкотерапии – логосказки  являются одними из оптимальных приёмов при формировании всех компонентов устной речи.

Логосказки - это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения).

Учитывая форму речевых нарушений детей и этап коррекционной работы, можно выделить следующие виды логосказок:

- артикуляционные (развитие дыхания, артикуляционной моторики);

- пальчиковые (развитие мелкой моторики, графических навыков);

- фонетические (уточнение артикуляции заданного звука, автоматизация, дифференциация звуков);

- лексико-грамматические (обогащение словарного запаса, закрепление знаний грамматических категорий);

- сказки, способствующие формированию связной речи;

- сказки по обучению грамоте (о звуках и буквах).

Основная цель  логосказки – всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения)  путём использования элементов  сказкотерапии.

Цель проекта: Коррекция и развитие речи детей через использование приемов сказкотерапии - логосказки.

Задачи проекта:

  1. Развивать   все  компоненты  устной  речи   детей  (лексическую  сторону, грамматический   строй  речи,  звукопроизношение,  связную  речь)  в различных формах и видах детской  деятельности.
  2. Совершенствовать употребление лексико-грамматических категорий.
  3. Улучшить звукопроизношение у воспитанников
  4. Создавать на занятии благоприятную психологическую атмосферу, сотрудничество логопеда с детьми и друг с другом
  5. Повысить  культурный уровень дошкольников.  
  6. Систематизировать методический и дидактический материал по темам логосказок.
  7. Разработать цикл логосказок и апробировать их в практике работы.
  8.  Обогатить предметно-развивающую речевую среду
  9.  Вовлекать родителей в единое  пространство «семья – детский сад».

Участники проекта:

1. Дети.

2. Учитель-логопед

3. Воспитатели.

4. Родители.

 

 

 

 

 

Предполагаемый результат по реализации проекта

В результате реализации проекта:

  1. Улучшится качество произношения
  2.  Развитие  лексико – грамматических категорий у воспитанников.
  3. Дети овладеют  грамотной и связной речью.
  4. Повысится мотивация к занятиям.
  5. Создание плодотворного  и дружеского взаимодействие между всеми участниками образовательного процесса.

Этапы реализации проекта:

Организационный этап

Задачи

Мероприятия

Сроки

Повысить уровень собственной компетенции, изучив опыт педагогов-новаторов по теме проекта

1.Изучение литературы по данной теме, опыта работы коллег средствами информационных ресурсов.

Знакомство с работами исследователей Г.А. Быстрова , Э.А.Сизова ,Т.А.Шуйская ,С.Ю.Танцюры

А.В.Запорожец, Л.А.Венгер, С.Ушакова,

Л.Н.Павлова, В.Гербова

Сентябрь

Пополнить предметно-развивающую среду

 

 

 

1.Создание картотеки:

артикуляционная и пальчиковая гимнастики.

2.Подбор  серии упражнений на развитие речевого дыхания, игр на развитие мелкой моторики.

3.Подбор  комплексов логосказок:

  • фонетические;
  • артикуляционные; 
  • пальчиковые ;
  • сказки, направленные на формирование связной речи;
  • по развитию лексико-грамматических категорий;
  • по обучению грамоте.

4.Отбор интерактивного материала по логосказкам (презентации сказок)

Сентябрь

Подобрать диагностический инструментарий для проведения мониторинга

1.Разработка критериев эффективности  реализации проекта.

Сентябрь

Подобрать программно-методическое обеспечение для реализации проекта

 

1. Разработка  цикла  логосказок на учебный год .

2.Составление перспективного плана.         

 

Рефлексивно-диагностический этап

Задачи

Мероприятия

Сроки

Проанализировать резерв своих профессиональных  возможностей и предполагаемых затруднений

1.Систематизация собственных знаний

Сентябрь

Выявить   уровень знаний детей по теме проекта

1.Диагностика речевых нарушений

 1-15

Сентября

Сформировать банк данных об уровне родительской компетентности в вопросах обозначенной темы и изучить возможности участия родителей в проекте.

 

1.Анкетирование родителей

 

 

 

Октябрь

Практический этап

Закреплять у детей приобретенные произносительные умения.

Совершенствовать  интонационную и лексическую выразительность речи.

1.Применение разных видов логосказок в коррекционной  работе с детьми (проведение с детьми НОД фронтальной и индивидуальной).

Сентябрь-апрель

Реализовать  проект через взаимодействие с коллегами и родителями

 

 

 

1.Консультация для педагогов «Логопедические сказки – важное средство коррекции речи детей»

2.Консультация для родителей «Логопедические сказки в коррекционной работе логопеда»

В течение года

Повышать информированность родителей относительно особенностей речевого развития детей во время реализации проекта.

1.Индивидуальные консультации

 

 

 

 

В течение года

Обобщить и распространить опыт работы по  теме проекта

1.Защита проекта в рамках образовательного учреждения (презентация  )

2.Представление опыта на муниципальном уровне (выступление на РМО)

3.Публикация проекта на странице сайта Мультиурок https//multiurok.ru, на персональном сайте

4.Участие  в конкурсе педагогических проектов на  всероссийском образовательном сайте  «Портал педагога» portalpedagoga.ru

Сентябрь-май

Заключительный этап

Задачи

Мероприятия

Сроки

Проанализировать достижение целей и полученных результатов

 

Закреплять у детей самоконтроль за собственной речью.

1.Мониторинг речевых процессов у детей.

 2.Анализ достигнутых результатов в ходе реализации проекта

3.Развлечение  «Праздник чистой речи».

Май


 

Распространение опыта. Презентация  проекта  в рамках ДОУ, на муниципальном уровне , в  интернет-сообществах.

 

Категория: Конспекты занятий учителя-логопеда, сценарии праздников, семинаров, мастер-классов.. | Добавил: dundukova88 (20.08.2021)
Просмотров: 117 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar