Главная » 2024 » Декабрь » 11 » Рекомендации для родителей по профилактике дисграфии
15:58
Рекомендации для родителей по профилактике дисграфии

Проблема нарушений письма - одна из самых актуальных для школьного обучения. Интерес к проблемам раннего выявления, предупреждения и коррекции специфических нарушений письма (дисграфия) у детей обусловлен тем, что письмо как деятельность играет важную роль в жизни человека: оно стимулирует его психическое развитие, обеспечивает общеобразовательную подготовку, влияет на формирование личности.

          Нарушение письма является наиболее распространенной формой речевой патологии у учащихся младших классов.  Нарушения формирования письма препятствуют успешности обучения, эффективности школьной адаптации, часто вызывают вторичные психические наслоения, отклонения в формировании личности ребенка. Специфическое расстройство письма влечет за собой и трудности в овладении орфографией, особенно при усвоении сложных орфографических правил.

Дисграфия - специфическое нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких и повторяющихся ошибках на письме, обусловленное несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма. (Р. И. Лалаева)

Выделяют 5 форм дисграфии:

 

         1. Артикуляторно-акустическая дисграфия.

Ребенок, имеющий нарушение звукопроизношения, опираясь на свое неправильное произношение, фиксирует его на письме. Иными словами, пишет так, как произносит.

1. Акустическая диcгрaфия

Эта форма дисграфии проявляется в заменах букв, соответствующих, фонетически близким звукам. При этом в устной речи звуки произносятся правильно. На письме чаще всего смешиваются буквы, обозначающие звонкие - глухие (Б-П; В-Ф; Д-Т; Ж-Ш и т.д.), свистящие - шипящие (С-Ш; З-Ж и т.д.), аффрикаты и компоненты, входящие в их состав (Ч-Щ; Ч-Т’; Ц-Т; Ц-С и т.д.). Также проявляется в неправильном обозначении мягкости согласных на письме: «писмо», «лубит», «больит» и т.д.

2. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза

Для этой формы дисграфии наиболее характерны следующие ошибки:

• пропуски букв и слогов;

• перестановка букв и (или) слогов;

 • недописывание слов;

 • написание лишних букв в слове (бывает, когда ребенок, проговаривая при письме, очень долго «поет звук»);

 • повторение букв и (или) слогов;

• контаминация - в одном слове слоги разных слов;

 • слитное написание предлогов, раздельное написание приставок («настоле», «на ступила»);

 

3. Аграмматическая дисграфия

Связана с недоразвитием грамматического строя речи. Ребенок пишет аграмматично, т.е. как бы вопреки правилам грамматики («красивый сумка», «веселые день»). Аграмматизмы на письме отмечаются на уровне слова, словосочетания, предложения и текста.  Аграмматическая дисграфия обычно проявляется с 3-го класса, когда школьник, уже овладевший грамотой, «вплотную» приступает к изучению грамматических правил.

 4. Оптическая дисграфия

В основе оптической дисграфии лежит недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза.

 Ошибки, наиболее часто встречающиеся на письме:

·        недописывание элементов букв (связано с недоучетом их количества): Л вместо М; Х вместо Ж и т.д.;

·        добавление лишних элементов;

·        пропуски элементов, особенно при соединении букв, включающих одинаковый элемент;

·        зеркальное написание букв.

В дополнение к рекомендациям логопеда, родители могут выполнять различные игровые упражнения, которые могут поспособствовать более успешной коррекции и профилактики дисграфии.

Успешная учёба в школе – это задача не только педагогов и специалистов, но и родителей, их активная поддержка и помощь! Удачи!

Просмотров: 147 | Добавил: dundukova88 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar