Школа с 1-го класса предъявляет к учащимся довольно высокие требования, и ребенок, впервые переступивший порог школы, должен
отвечать этим требованиям. Без сформированных у него определенных навыков и умений первокласснику очень трудно войти в ритм современной школы и не отстать от товарищей по классу.
Развитие речи старшего дошкольника, умение связно, последовательно, логично излагать свои мысли, развитие фонематического слуха – важнейший момент в подготовке детей к школе.
Связная речь ребенка – это результат овладения им всеми сторонами родного языка: звуковой стороной, лексикой, грамматикой. Требования, предъявляемые начальной школой к уровню связной речи первоклассника очень высоки, так как на уроке он должен уметь пересказать прочитанное, рассказать, как он решил ту или иную задачу.
Овладеть грамотой и письмом в полной мере ребенок может в том случае, если он умеет слышать и различать на слух звуки. Также умеет выделять первый и последний звуки в слове, последовательно называть каждый звук слова, определять количество звуков в слове. В противном случае при письме он будет пропускать, переставлять буквы. Вот почему так важно на протяжении всех дошкольных лет уделять большое внимание развитию речи ребенка, в том числе звуковой её стороне.
Словарный запас ребенка, а также усвоение грамматического строя языка зависят от условий жизни, воспитания и от тех усилий, которые прилагают взрослые в этом направлении. Если на протяжении предыдущих 5-ти лет вы занимались с ребенком, то его речь к моменту поступления в школу, достигает определенного совершенства. Ребенок приобрел уже достаточный словарный запас, всё реже допускает грамматические ошибки в согласовании слов, в употреблении падежных окончаний, предлогов. На вопросы дети отвечают развёрнутыми фразами, пользуются сложноподчинёнными и сложносочинёнными предложениями.
Дети могут самостоятельно составить рассказ по картинке, пересказать знакомую сказку или рассказ, поделиться впечатлениями о просмотренном мультфильме, книге, они могут фантазировать, сочинять сами сказки.
К 6-ти годам полностью формируется произносительная сторона речи. В речи детей должно быть правильное, чистое произношение всех групп звуков, исчезает смешение шипящих и свистящих, Р, РЬ, Л, ЛЬ. В этом возрасте ребенок может изменять по мере необходимости громкость и темп речи: говорить громко, тихо, шёпотом; быстро, медленно, умеет использовать интонационные средства выразительности.
Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Дети, плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Важное значение имеет правильное чистое произношение ребенком звуков и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной и недостатки речи могут привести к неуспеваемости.
Однако у некоторых детей ещё могут отмечаться те или иные недостатки произношения звуков. Если у ребенка ещё имеются недостатки речи, надо постараться устранить их до поступления в школу, так как от этого во многом будут зависеть его школьные успехи.
И хотя достижения ребенка в усвоении всех сторон речи значительны, необходимо проводить с дошкольником специальные упражнения – они помогут закрепить достигнутое.
Четкие представления о предметах и достаточные знания об окружающем делают речь ребенка содержательной. Содержательность речи зависит и от умения использовать богатство языковых средств.
Итак, у ребёнка 6-7 года жизни проверьте:
- насколько полно и точно ребенок дает описание предметов, умеет ли по характерным признакам определить предмет, подобрать близкие по значению слова;
- умеет ли внятно и четко отвечать на вопросы взрослого, какими ответами чаще пользуется (краткими или развернутыми);
- может ли ребенок самостоятельно по картинке придумать начало и конец рассказа;
- может ли ребенок самостоятельно составить рассказ, сказку, достаточно ли ясно последовательно передает их содержание;
- какие грамматические ошибки ребенок допускает в речи – правильно ли согласовывает существительные с другими частями речи (в роде, числе, падеже), правильно ли употребляет предлоги;
- различает ли на слух парные согласные звуки, определяет ли 1-й и последний звуки в словах, находит ли на картинке предметы с заданным звуком;
- обратите внимание на правильное произношение звуков, как ребенок произносит звуки в самостоятельной речи.
|